1 октября исполняется 100 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва - известного учёного, историка-этнолога, создателя популярной теории пассионарности, а также талантливого поэта и переводчика.
Сначала ему повезло - его родителями были два знаменитых поэта: Анна Ахматова и Николай Гумилёв. Но отец, как известно, был расстрелян большевиками в 1921 году, когда маленькому Льву не исполнилось ещё и девяти. А мама не очень-то была щедра на проявления любви к сыну, так что он слишком рано привык ощущать себя сиротой, изгоем. Детство его прошло в Тверской области, у бабушки, в имении Слепнёво, а отрочество и юность - в Ленинграде, в так называемом Фонтанном доме, в семье гражданского маминого мужа Николая Пунина, учёного-искусствоведа, где Лёва чувствовал себя нежеланным и нелюбимым нахлебником. Это чувство стыда и унижения, конечно же, не забылось с годами...
Потом была учёба на истфаке Ленинградского университета, работа в археологических экспедициях в Саянах, на Памире, в Крыму. Другой бы советский студент поменял "плохую" фамилию, но Льву это и в голову не приходило. После первого ареста помогло заступничество матери, и его быстро освободили. А вот второй арест, в 1938 году, повлёк за собой пятилетнюю сталинскую каторгу в Норильске, в медно-никелевой шахте. Сочинял там стихи и сказки, заучивал их наизусть (записывать было строго запрещено). Освободившись уже в 1944-м, он пошёл на фронт добровольцем. Кстати, из Туруханского райвоенкомата Красноярского края. Воевал, дошёл до Берлина, участвовал в его штурме. Но вместо благодарности получил от родины-мачехи в 1949 году новый срок - десять лет лагерей. Был реабилитирован лишь в 1956 году.
Дождавшись свободы, дорвавшись до книг, Лев Гумилёв жадно кинулся навёрстывать упущенное - занялся наукой, много читал, писал стихи, переводил с восточных языков. Разрабатывал свою пассионарную теорию этногенеза, изучая передвижения разных народов, этнических масс. С матерью отношения были прохладными - Лев не мог ей простить, что Ахматова (как ему казалось) не очень-то хлопотала об его освобождении. Да и совместная жизнь на свободе не сложилась: он готовился к защите докторской диссертации, а мать раздражённо кричала: "Чем заниматься чепухой, лучше помог бы мне с переводами!" Ссоры, разрыв, взаимные претензии, нежелание встречаться...
Но когда Анна Ахматова умерла, сын похоронил её на собственные средства и заказал отпевание в храме.
В последние годы жизни Льва Гумилёва (а умер он в 1992 году) к нему пришла популярность и даже слава. Одна за другой выходили его книги ("Этногенез и биосфера Земли", "Древняя Русь и Великая Степь", "История народа хунну" и др.). Правда, высказывались мнения, что его теории являются плодом фантазии и далеки от настоящей науки, а кое-кто обвинял его даже в антисемитизме и чуть ли не фашизме. Так, Александр Янов на полном серьёзе писал: "Учение Гумилёва может стать идеальным фундаментом российской "коричневой идеологии"... По-моему, это ерунда. Просто надо помнить, что Лев Гумилёв был не только учёным, но и поэтом, с дважды "отягощённой" наследственностью, и его замечательные научные книги следует воспринимать ещё и как художественные произведения.
Красноярский рабочий 28.09.2012