Музейщики предлагают пережить опыт палача
30 октября, в день памяти жертв политических репрессий, в Красноярском музейном центре открылась выставка «Непротивление». В ряду традиционных для этого дня траурных акций и памятных мероприятий она стоит несколько особняком - благодаря злободневности.
Фото: Красноярский музейный центр
14 ростовых черно-белых фотографий, на которых голые люди стоят спиной к зрителям, перед изображениями на полу разложена одежда – смысл сцены понятен любому, кто хоть что-то слышал о расстрелах. «Их принужденное обнажение символизирует унижение, лишение индивидуальности, защиты, свободы воли», - говорится в сопроводительном тексте выставки, базирующейся на знаменитой концепции Льва Толстого. «Моделируется ситуация человеческого выбора: воспротивиться злу ответным насилием или преодолеть агрессию, сохранив внутреннюю свободу, - говорит куратор проекта Оксана Будулак. - Непротивление тут не покорность и не капитуляция, напротив - волевой акт, высшая ступень духовного развития».
Один из соавторов проекта, председатель красноярского общества «Мемориал» Алексей Бабий считает, что главное в «Непротивлении» - гуманистический посыл. «Мы попытались поставить посетителя выставки по другую сторону, сторону палача, - говорит Бабий. - Здесь главное - сама ситуация, в которую зритель попадает. Она будет для него необычной, она ему не понравится».
Не только прочувствовать себя палачом, но и стать жертвой на фотографии может любой желающий: общее количество «расстрельных» планируется довести минимум до ста. Чем больше серия, тем внушительнее воздействие и доходчивее посыл. «Пока снялись пятнадцать человек. Но это только старт проекта, мы намерены его продолжить, в том числе на других площадках, в других городах» - уточняет куратор.
В этом году очередной трагичный «юбилей» - 75 лет большого террора - обрел зловещую актуальность. Узники Болотной, арестованные по «делу 6 мая», уголовное преследование панк-молельщиц из Pussy Riot, очередные дела, возбуждаемые против оппозиционеров… От либеральной общественности все чаще слышится про «новый 37-й», а на улицу выходят люди с плакатами «Против пыток и репрессий». Сталинисты же в ответ призывают не кощунствовать - мол, «с живой картины список бледный», не то что раньше. «О размахе пока сложно говорить, но вектор однозначно направлен в ту же сторону, - считает Алексей Бабий, – большой террор тоже не сразу начинался. Еще не вечер».
материал: Станислав Эткинд
Московский комсомолец в Красноярске 30.10.2012