Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Белое пятно ГУЛАГа


История русского Севера вообще и история Таймыра в частности – это не только летопись географических и геологических открытий, освоения далеких суровых земель, подвигов и самоотверженности. Это еще и немало трагических, плохо изученных страниц, когда тысячи заключенных доставлялись в Заполярье под конвоем и работали за пайку в системе лагерей НКВД, которых только на Таймыре был не один десяток. Точное их число до сих пор не известно. Сколько человек в них работало, как их звали, сколько из них здесь погибло и где они похоронены? Даже сохранившиеся документы не всегда могут однозначно ответить на эти вопросы, а свидетелей той эпохи сегодня практически не осталось в живых. Здесь еще огромное поле работ для историков, поисковиков-энтузиастов, всех неравнодушных людей, которым не безразлично прошлое Отечества.

Об одном из таких белых пятен ГУЛАГа, лагере «Рыбак», заключенные которого искали на Таймыре урановую руду в начале 50-х годов прошлого века, рассказывает Заслуженный штурман СССР, Почетный полярник, действительный член Русского географического общества Валентин Арсентьевич УДАЛОВ.

История организации экспедиций, искавших залежи урановой руды на Таймырском полуострове, достаточно описана в трудах Л.Д. Мирошникова, который вместе с группой специалистов целенаправленно работал по ее поиску с 1948 г. Причиной направления специальной экспедиции являлись результаты работ геологов в 1946-1947 г.г. – они обнаружили на Таймыре большое количество точек с повышенной радиоактивностью.

По результатам работ 1948 г. правительство приняло решение о расширении района поисков руды с последующей организацией ее промышленной добычи.

Поскольку поиски урановой руды проводились под контролем НКВД, то основной рабочей силой при увеличении объема работ стали заключенные. Соответственно требовалась организация и строительство исправительно-трудовых лагерей. Л.Д. Мирошников сообщает о наличии лагеря в 1949 г. на р. Каменная - примерно на 500 заключенных и примерно 100 вольнонаемных. Он также указывает, что в бухте «Зимовочная» (залив Фаддея) находился пункт выгрузки грузов. От «Зимовочной» до лагеря пробита дорога.

Климатические условия Таймыра требуют практически круглогодичного отопления жилых помещений (для вольнонаемных - бараков, для заключенных - палаток). Норма выдачи составляла 2 кг угля на одного заключенного и 4 кг - на одного вольнонаемного. Уголь доставлялся Северным морским путем. Стояла задача найти запасы угля на Таймыре, и его нашли на левом берегу р. Ленинградская. Рядом находилось озеро, пригодное для посадки самолетов. Вот эту точку и назвали «Рыбак».

В подробных исследованиях С.А. Ларькова и Ф.А. Романенко в сборнике статей «Враги народа за Полярным кругом» (издание 2010 г.) основной упор делается на лагерь «Рыбак», и вот здесь начинают возникать разночтения о месте расположения «Рыбака».

Ф.А. Романенко в статье «Как появлялись «острова ГУЛАГа» называет местоположение лагеря в 1130 км от Полярного круга и 150 км от мыса Челюскин.

Проведем арифметические действия.

Сумма расстояний: 1130 км + 150 км = 1280.

Широта Полярного круга: 66°33' с.ш. Широта м. Челюскин: 77°43' с.ш.; разность широт: 11°10' = 670 дуговых минут широты.

Длина дуги по широте в 1 минуту равна 1852 м.

Расстояние от Полярного круга до м. Челюскин будет равно произведению 1852 м х 670' = 1240 км 840 м ≈ 1241 км.

Получается «неувязочка» в 39 км с расстояниями, указанными в статье.

В статье С.А. Ларькова и Ф.А. Романенко «Самый северный остров архипелага ГУЛАГ» даны географические координаты лагеря «Рыбак»: широта 76°40' с.ш., долгота 103°40' в.д.

Если нанести по данным координатам точку на карте и замерить расстояние до м. Челюскин, то получится 117 км, а не 150 км.

В сборнике статей «Враги народа за Полярным кругом» и на страницах Интернета есть несколько фотографий остатков лагеря «Рыбак». Но этот лагерь расположен на р. Широкая, что подтверждается данными красноярских геологов, которые в свое время базировались в оставшихся бараках, служебных зданиях «Рыбака» на р. Широкая (130 км от м. Челюскин и 510 км от Хатанги). Вероятнее всего, лагерей было несколько, а название «Рыбак» стало общим для всех.

То, что лагерей было несколько, указывают и экипажи вертолетов, работающие в Хатанге многие годы и налетавшие в районе Таймыра не одну тысячу часов.

По их данным имеются остатки построек на:

Штурман вертолета В.Д. Зуев (ныне пенсионер) вспоминает, что при выполнении полетов по маршруту м. Челюскин - устье р. Шренк его экипаж производил посадку в бывшем лагере, где было два кладбища. Одно небольшое (около восьми могил) с надписями: фамилии, звания. Все восемь человек погибли в один день - 21 марта 1953 г. А в нескольких десятках метров находились общие могилы заключенных. Точного местоположения лагеря не зафиксировано (предположительно на р. Каменной).

М.К. Тарских, ветеран Великой Отечественной войны, работавший в то время в Норильском авиаотряде, выполнял транспортные полеты на Таймыр. По его словам, Полярная авиация и Норильский авиаотряд, относившийся в то время к системе НКВД, перевозили геологов, грузы на Таймыр.

На картах того времени полуостров Таймыр обозначался как неисследованная область, поэтому точных топографических карт не было.

Для поисков залежей руды в верховьях неизвестной речки создали лагерь заключенных с землянками, колючей проволокой, вышками, бараками для охраны и вольнонаемных специалистов. Построена взлетно-посадочная полоса на ближайшем озере, где принимались самолеты ЛИ-2, СИ-47.

На аэродроме постоянно базировалось звено самолетов ПО-2, которые использовались для осмотра местности и полетов в ближайшие точки выгрузки (В. Таймыра, Эклипс, устье Н. Таймыры).

Лагерь был большой. Заключенных тоже много (сколько конкретно, определить сложно). Все заключенные находились за колючей проволокой.

После неоднократных возмущений заключенных прибыла московская комиссия, все обследовала, и решила колючую проволоку убрать. Всех расконвоировали, создали бригады, установили нормы выработки. Бригадам разрешили (при выполнении нормы выработки меньшим числом людей) часть рабочих отправлять на заготовку рыбы, птицы и т.д., поэтому рыбой и птицей были обеспечены все работающие.

Примерно в 1953 г. был массовый побег заключенных. Для их поиска привлекалась военная авиация.

Лагерь находился в пределах 80-90 км южнее м. Челюскин. В заливе Фаддея находился порт выгрузки, от него был проложен зимник для перевозки грузов на тракторах.

Таймырский полуостров чуть больше 50 лет назад перестал числиться неисследованной областью. Географически он и сейчас является неисследованным по количеству лагерей, их точному местоположению, количеству погибших в них людей (заключенных и вольнонаемных).

Остается открытым вопрос, как распорядились судьбой заключенных, остававшихся в лагерях Таймырского полуострова при их ликвидации в 1952-1953 г.г., поскольку велика вероятность (ввиду исключительной секретности работ) простого уничтожения людей. Мнения высказываются разные: их вывезли, бросили в шурфы, затопили с баржами в заливе Фаддея.

Ответ дать может только экспедиция на Таймыр с целью поиска лагерей, их описания и увековечивания памяти погибших там людей.

Кто и когда возьмется за решение этой задачи? Или так и останемся иванами, родства не помнящими?

Валентин УДАЛОВ.

Красноярск.

Журнал Земля и недвижимость Сибири декабрь 12.2012


/Документы/Публикации/2010-е