Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Вынесение святых


Кто вычеркнул из святцев 36 российских новомучеников?

Таинственным образом в конце прошлого года из святцев были вычеркнуты 36 российских новомучеников. С замиранием сердца ждали священники и миряне, что на Архиерейском соборе в начале февраля епископы дружно объяснят — чем был продиктован этот варварский акт. Ведь за всю историю РПЦ был всего один случай деканонизации, да и то позже исправленный. Увы, не дождались. Никто не проронил об этом ни слова.


Секретарь Синодальной комиссии по канонизации игумен Дамаскин (Орловский).

Кто-то считает, что чувство юмора было совершенно не присуще древним старцам-аскетам. Это не так. В одном из древних патериков повествуется: «Добродетель находится точно посередине», — сказал диавол, усаживаясь между двух старцев, которые судили брата». Нынешние старцы бестрепетно осудили погибших за веру в сталинских лагерях. Все 36 новомучеников, как сказано в официальном сайте Московского патриархата, «в административном порядке» вычеркнуты из списка святых.

Среди них — епископы и священники, монахи и монахини, миряне, расстрелянные и погибшие в ссылках. Большинство из них были причислены к лику святых в 2000 году, на юбилейном Архиерейском соборе. Тогда епископат РПЦ единогласно проголосовал за их канонизацию. Сейчас же даже не на соборе, а неизвестно кем и неизвестно за что 36 новомучеников были вычеркнуты из святцев.

Видимо, священноначалие РПЦ окончательно презрело каноническую основу жизни Церкви. Живя в миру, на протяжении веков Церковь выработала ряд канонов, которые предписывают, как поступать в том или ином спорном случае епископу, священнику или мирянину. Но за прошедшие 70 лет безбожия коммунисты сумели истребить понятие не только о римском праве, которое легло в основание современного европейского права, но и церковные каноны.

В истории РПЦ существует один-единственный случай деканонизации. И связан он с осуждением старообрядцев. Тверская княгиня Анна Кашинская была деканонизирована в XVII веке, но в ХХ столетии это решение патриарха Иоакима было пересмотрено.

СПРАВКА "МК"

Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, в 1318 году казненного в Орде по приказу Узбек-хана. Михаил Тверской был причислен к лику святых. Позже в Орде были казнены два сына Анны, а также ее внук. В 1367 году княгиня уехала из Твери в Кашин — там она и скончалась. Ее останки были найдены в 1611 году в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. По преданию, княгиня явилась пономарю Герасиму, исцелила его, а затем еще нескольких больных; началось почитание ее останков как чудотворных мощей. В 1649 году мощи были освидетельствованы по повелению царя Алексея Михайловича, причем были зафиксированы новые чудеса.

Спустя 10 лет после соборного анафематствования старообрядцев в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима была отправлена новая комиссия, осмотревшая мощи княгини. Члены комиссии утверждали, что правая рука княгини была сложена двуперстно, что использовалось раскольниками как аргумент в пользу своих убеждений. Малый церковный собор в Москве в 1677 году принял решение не почитать Анну как святую, имя ее исключить из святцев, приделы и церкви, освященные в ее честь, переименовать. Собор 1678—1679 годов подтвердил это решение. Однако, несмотря на деканонизацию, почитание Анны в Тверской епархии сохранялось. В 1899—1901 годы началась подготовка к восстановлению ее церковного почитания. В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие императора Николая II. В 1909 году Синод объявил днем памяти Анны 12 июня, а в Петербурге в честь Анны Кашинской была освящена церковь.

Только помутнением канонического сознания можно объяснить произошедшую деканонизацию новомучеников. Деканонизация Анны Кашинской была утверждена двумя Соборами, а в случае нынешней деканонизации — по сути единоличное решение. Есть, конечно, и человеческие аспекты этого события. Два года назад с поста председателя Синодальной комиссии по канонизации был смещен митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) и назначен новый — епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Я знаю епископа Панкратия как строгого монаха, строителя, при котором восстал из руин Валаамский монастырь. Но вряд ли по его инициативе была проведена в «административном порядке» пресловутая деканонизация. Инициатива, как нам удалось выяснить, целиком и полностью принадлежит игумену Дамаскину (Орловскому), который сегодня занимает пост секретаря Синодальной комиссии по канонизации. Я разговаривал с одним из членов комиссии, профессором Московской духовной академии, историком, человеком знающим и уважаемым. Он сообщил, что комиссия не созывалась и что это решение было единоличным, а позже было утверждено патриархом.

Игумену Дамаскину (Орловскому) 63 года. С 1991 года он был членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян РПЦ, пострадавших в советский период. С 1996 года член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Его официальная биография вызывает много вопросов. В 1979 году, в разгар очередных гонений на российских христиан, этот человек оканчивает Литературный институт имени Горького, становится членом Союза писателей. Чтобы стать членом Союза писателей СССР, особенно в те страшные «андроповские» годы, необходимо было пройти не одну чистку или же быть очень талантливым человеком. Но мы не знаем ни одного литературного произведения господина Орловского. В 1988 году он резко сменил направление и стал священником. Причем рукополагал его архиепископ Иваново-Вознесенский Амвросий (Щуров). Когда в 1991 году исчез Советский Союз и приоткрылись архивы КГБ, единственным человеком, которого допустили к работе с ними, стал священник Дамаскин (Орловский). После отстранения митрополита Ювеналия он стал секретарем Синодальной комиссии. А это ключевая должность. Члены Синодальной комиссии единодушны в своем мнении: это третий секретарь за 18 лет существования Комиссии, но более несведущего и авторитарного человека на этом посту не было.

Дамаскин издал 7 томов, посвященных описанию подвига новомученников. Он не брезговал фальсификациями и утаиваниями фактов жизни и подвига новомучеников. Так произошло с митрополитом Петром (Полянским): Дамаскин утаил его письма из ссылки, посчитав, что они могут умалить его подвиг мученичества. Жития пестрят литературными фантазиями, когда фактам автор предпочитает собственные домыслы. Литературный институт советского периода учил многому, но не ремеслу профессионального историка. Знаменательно, что первым святым, по которому он нанес удар, был викарный епископ Василий Кинешемский, начинавший свое служение в той же Ивановской епархии, что и сам Дамаскин.

■ ■ ■

Спрашивается, а как быть с часовней, построенной в Кинешме нынешним митрополитом Ивановским и Кинешемским Иосифом в честь новомученика епископа Василия (Преображенского)? Ее снесут? А мощи святителя, тайком вывезенные игуменом Дамаскиным из Ивановского монастыря, снова зароют? Руководитель Отдела по взаимодействию Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии РПЦ МП игумен Виталий (Уткин) сообщил: «В Иваново прибыл секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский). Он доставил в Иваново мощи священномученика Владимира Введенского, уроженца Шуи, священника Рождественской церкви села Лежнево, пострадавшего за веру Христову в концлагере, на территории Голгофско-Распятского скита острова Анзер (Соловецкие острова). С собой игумен Дамаскин (Орловский) имел распоряжение за подписью Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что он должен принять из Введенского монастыря города Иваново мощи святителя Василия Кинешемского и передать монастырю мощи священномученика Владимира Введенского. По просьбе сестер монастыря данное распоряжение было продублировано указом епископа Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа. Игумен Дамаскин принял во Введенском монастыре мощи святителя Василия и передал этой обители мощи священномученика Владимира. При этом представители Ивановской митрополии не присутствовали. Затем игумен Дамаскин с мощами святителя Василия покинул пределы Ивановской области с тем, чтобы доставить святыню в то место, которое будет для нее определено патриархом Московским и всея Руси Кириллом».


фото: Сергей Бычков

Мы обратились с просьбой прокомментировать это печальное событие профессора Московской духовной академии, известного миссионера, протодиакона Андрея Кураева: «На многие годы теперь прославление новомучеников придется остановить: ФСБ больше не допускает церковных историков к архивам. Об этом с горечью говорилось на первом пленуме Межсоборного присутствия в 2011 году. У нас вообще прекратилась канонизация. Множество новомучеников прославлены за последние десятилетия на основании формального признака: арестован — не отрекся от веры — умер в заключении (расстрелян). И вот оказывается, что этого недостаточно. Инициатива Ивановской епархии о причислении к лику святых епископа Василия была утверждена решением высшей церковной власти — Архиерейским собором… Кто же принял решение о деканонизации — безымянные книжные справщики из Издательского совета Патриархии? Вряд ли — их задача скромнее. Комиссия по канонизации? Но они этим точно не занималась, и опять же — она не может выносить решения, а лишь рекомендовать. Комиссия по календарному вопросу? Богослужебная комиссия? В общем, по ходу административной реформы коридоры Патриархии стали такими сложными, что мне уже не под силу в них разобраться».


Новомученик епископ Василий (Преображенский)
и часовня в честь его, построенная в Кинешме.

СПРАВКА "МК"

Епископ Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский (1876—1945) — епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. Родился в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию. Преподавал языки и историю в гимназиях. Участник двух съездов по скаутизму, слушал лекции основателя мирового скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла. После поездки в Англию в 1914 году, где подробно изучал скаутский метод, вышли в свет две его работы, в которых он адаптировал систему «скаутинг» для православной России. С 1917 года был псаломщиком в храме, где служил его отец. В 1920 году принял священный сан, в 1921 году пострижен в монашество. В том же году арестовывался Иваново-Вознесенским губчека «как политически неблагонадежный в качестве заложника в дни Кронштадтского мятежа». 14 сентября 1921 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Жил в крайней бедности на окраине города в маленькой баньке, спал на голом полу, положив под голову полено. Был талантливым проповедником — его проповеди привлекали в храм множество людей. Создавал православные духовные кружки, которые сплачивали верующих. В мае 1923 года был арестован и выслан на два года в поселок Усть-Кулом.

Негативно отнесся к Декларации митрополита Сергия (Страгородского), которая призывала к полной лояльности к советской власти. Был сторонником митрополитов Агафангела (Преображенского) и Кирилла (Смирнова). 19 ноября 1928 года коллегия ОГПУ постановила выслать его на три года на Урал. В марте 1933 года вновь арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. Находясь в заключении в лагере под Рыбинском, работал на строительстве канала. В январе 1938 года был освобожден из лагеря, жил в Рыбинске, затем в селе Котово Ярославской области. Создал небольшой религиозный кружок, тайно служил в небольшом храме, который был устроен в бане.

5 ноября 1943 года вновь был арестован, заключен в Ярославскую внутреннюю тюрьму. В январе 1944-го доставлен этапом в Москву, во внутреннюю тюрьму НКВД, затем в Бутырскую тюрьму. Был приговорен к пяти годам ссылки. К тому времени был тяжело болен. Отправлен по этапу в тюрьму города Красноярска, затем — в далекое село Бирилюссы, где в 1945 году скончался. Прославлен в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

Сергей Бычков

"Московский комсомолец" №26168 от 20 февраля 2013


/Документы/Публикации/2010-е