90 лет назад в большой и дружной семье родилась девочка. Назвали её Луизой, коме неё, было ещё три сестры и четыре брата. Родители с ранних лет приучали детей к труду. Детство и юность нашей героини похожи на судьбы многих людей того времени. Жить было трудно, надеть – нечего, да и по хозяйству приходилось много помогать. Поэтому и обучение в школе закончилось для неё пятью классами. С двенадцати лет она уже работала в колхозе, а в семнадцать – вышла замуж. Мужа вскоре забрали в армию, а чуть позже родилась дочка Эля.
Уроженка Саратовской области Кунского района села Тарлыковка Луиза Генриховна Варкентин (на снимке) волею судьбы оказалась в Большемуртинском районе.
«Собрали нас на площади, сказали, чтобы взяли с собой немного одежды, еды и в назначенный час, посадив в душные, дощатые вагоны, куда-то повезли», – так начала свой рассказ моя собеседница. Немного помолчав, продолжила. «Везли нас долго, в вагонах стоял зловонный запах, хотелось пить, дети плакали. Да и у нас, повзрослевших и взрослых, слёзы буквально катились из глаз. Было оставлено всё, что нажито своим трудом – скотина, мебель, одежда, домашняя утварь, а самое главное – наша деревня на берегу Волги …
Ранним утром поезд прибыл в город Красноярск. Затем всех посадили на баржу и
отправили в Юксеево, а оттуда на лошадях привезли в деревню Михайловку».
Так, с грудным ребёнком на руках, не зная языка, Луиза Генриховна оказалась
среди незнакомых людей. Попала в семью Толкачёвых.
«Приняли нормально, накормили, дали небольшую комнатку и кое-что из одежды», – вспоминает она. – И началась другая жизнь. Трудная, тяжёлая работа от зари до темна. Приходилось работать и в поле, и обеды варить для трактористов, садить и убирать картофель, сортировать зимой зерно, косить и заготавливать сено».
Хрупкая с виду, она была примером для многих и никому не уступала в любой работе. В 1954 году переехала в Большую Мурту, здесь она во второй раз обрела своё счастье. Так сложилось, что её будущий муж один воспитывал шестерых детей, да дочка Луизы Генриховны. Затем родилось ещё двое совместных детей.
«Нажарю большую сковороду картошки, поставлю молоко (держали корову), хлеб нарежу (обычно свой стряпала), огурцы, помидоры, капусту (всё со своего огорода), наедятся – и в школу», – продолжает Луиза Генриховна.
Так и выросли. Никогда на своих и чужих не делила их, ко всем относилась одинаково. Выросли. Выучились. Разбросала их судьба. Но они никогда не забывают о матери, звонят ей, приезжают …
«А почему вы не уехали в Германию?» – спросила я. Не думая ни минуты, Луиза Генриховна ответила: «Здесь моя Родина. Корнями я приросла к этой земле». Потом, немного помолчав, встала и принесла из соседней комнаты альбом с фотографиями. Мы долго рассматривали их, она рассказывала о детях, о внуках, о том, что уже более сорока лет живёт одна. Иногда её лицо озаряла улыбка, а то вдруг смахивала набежавшую слезу.
Всё было у этой женщины: и радость, и горе. Много трудностей пришлось пережить ей. Но это не сломило её. Она и сейчас в строю, её руки не знают покоя. Главное в её жизни – это дети. Она сейчас нуждается в их поддержке. Они любят её, ценят и прислушиваются к её мнению. Советам.
Глядя на эту женщину, удивляешься, сколько сил, энергии, душевного тепла исходит от неё. А перешагнув порог её квартиры, невольно окунаешься в атмосферу тепла и уюта.
За самоотверженный и добросовестный труд Луизу Генриховну ни один раз поощряли грамотами, ценными подарками. Есть у неё и медаль к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Пользуясь случаем, хочется пожелать этой удивительной женщине здоровья, бодрости духа и долгих-долгих лет жизни. Она часто повторяет слова, которыми я и хочу закончить своё повествование: «Всё хорошо. Всё будет хорошо!»
Надежда Вернер
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 15, 13.04.2013.