












ПАМЯТЬ
В Салехарде ведутся работы по определению земельного участка под историко-мемориальный комплекс “ГУЛаг-501”.
Строительство железнодорожной магистрали Чум – Салехард – Игарка велось заключенными ГУЛага с 1947-го по 1953 год, впоследствии ее назвали Мертвой дорогой. Железная дорога, имевшая стратегическое значение, должна была связать районы Крайнего Севера, богатые полезными ископаемыми, с центром. Засекреченная стройка значилась под номерами: №501 – обское направление, №503 – игарское.
Лагерный сюжет
По сообщению ИА Арктика-Инфо, на сегодняшний день ямальские специалисты провели необходимые исследования Мертвой дороги и определили максимально сохранившиеся объекты. Историко-мемориальный комплекс будет на три четверти состоять из отреставрированных и перенесенных построек, то есть будет воспроизведен среднестатистический лагерный пункт со всеми существующими в то время лагерными постройками. Уже спроектировано здание музея, стилизованное под Управление 501-й стройки, с тремя экспозиционными залами. По словам автора проекта, директора Центра археологических исследований Вадима Гриценко, комплекс будет включать вахту, вышки, жилые бараки, барак-штаб, барак-баню, барак-кухню-столовую, общежития вольнонаемных и офицерского состава, дизельную электростанцию, конюшню, собачий питомник, склад и овощехранилище.
На железной дороге планируется установить отреставрированный паровоз с тремя вагонами. В них будут располагаться восковые фигуры, воспроизводящие сюжеты гулаговских времен
Валентина ВАЧАЕВА
Заполярный вестник 24 апреля 2013 года