Это всего лишь одна драматическая страница из биографии знаменитого красноярского альпиниста Виталия Михайловича Абалакова (1906-1986).
В декабре 1991 года я гостила в Москве, в доме друзей моих родителей на Большой Полянке. Хозяин дома, граф по происхождению и потомок министра финансов Российской империи (при Александре I) Алексей Викторович Канкрин жил при советской власти - с 1918 года до своей кончины в 1976 году - под чужим именем (Фёдор Фёдорович Кудрявцев). 10 лет он провёл на сталинской каторге. Понятно, что в разговорах с его вдовой Галиной Георгиевной часто возникала тема советских лагерей.
В тот мой приезд в Москву, о котором идёт речь, Галина Георгиевна почему-то вспомнила свою знакомую, Нину Арнольдовну Гарф, которая родилась в Монпелье, на юге Франции. Был упомянут и Красноярск, поэтому я сразу же записала услышанное.
Брат знакомой, Борис Арнольдович Гарф, крупный инженер и альпинист, был арестован и сидел при Ежове в течение 277 дней. Его водили на допросы с пытками. Обратно в камеру, бывало, волокли по полу, не раз переводили из тюрьмы в тюрьму: то на Лубянку, то в Бутырку, то в Матросскую тишину (все три - московские тюрьмы).
Однажды ночью в Бутырке Бориса Арнольдовича втиснули в камеру. На полу лежал человек. Когда он вытянул ногу, Гарф увидел, что на этой ноге только два пальца, и узнал лежащего: оказалось, рядом с ним на полу камеры находится Абалаков, с которым они много раз совершали восхождения.
Наступило другое время - Ежова сменил Берия. После встречи двух альпинистов в тюремной камере Бориса Арнольдовича в течение 2 лет не вызывали на допросы ("забыли"). А потом выпустили на свободу.
Галина Георгиевна, а возможно, и Нина Арнольдовна не запомнили имени сокамерника Гарфа, только фамилию - Абалаков. Лишь спустя много лет, в 2011 году, благодаря красноярским столбистам удалось восстановить имя одного из прославленных братьев-альпинистов. Это был Виталий Абалаков.
Инна ПОЛОВНИКОВА. Санкт-Петербург.
Красноярский рабочий 11.07.2013