Неделю назад спецкор «Заполярки» Ирина Даниленко побывала в поселке Потапово, что в 80 километрах вверх по Енисею от Дудинки.Представляем ее путевые заметки.
Ирина Даниленко
В Потапово я отправилась не впервой. Бываю там с оказией примерно раз в несколько лет. Люблю и продолжаю изучать это одно из старинных мест нашей таймырской родины. Рада делиться впечатлениями и информацией со всеми, кто любит наш край. И, если даже не в силах сделать для него что–то особенное, то хотя бы добрыми и благодарными чувствами согреть себя и близких.
Храм в Потапово
Глава небольшой нашей команды путешественников, без сомнения, — дудинский батюшка Георгий Ицков. Духовный авторитет этого скромного и деятельного священника таков, что по возможности местные руководители с удовольствием откликаются на его просьбы. В делах миссионерских, когда надо помочь с транспортом, очень помогает начальник Дудинского порта Игорь Уздин. Вот и помчали нынче на ярко–оранжевом портовом кораблике Pilot по сверкающим волнам. Впереди — четыре часа пути. Прежде всего — общая молитва о благополучном путешествии в кают–компании. Затем скромная трапеза, до 28 августа — Успенский пост. В дороге есть время не спеша пообщаться. Батюшка говорит, что за несколько часов пребывания в Потапово надо успеть отслужить молебен в новом храме, возведенном в прошлом году силами местных боголюбивых жителей. А еще совершить таинство крещения, если кто пожелает, могут быть и другие просьбы. С собой мы везем большой подсвечник, походный аналой — подставку для икон и богослужебных книг, а еще немало современной духовной литературы.
Троица бравых дудинчан из Союза казаков станицы Дудинская во главе с атаманом Вячеславом Мусиным отправилась в путь при полном параде. Им предстоит встреча с потаповскими мужчинами, которые решили пополнить ряды казаков Енисейского войска. Не ради затейливой формы и красного словца, а чтобы на деле доказать, что любят Родину и готовы ей послужить полезными делами. Так за хорошей беседой да за съемками енисейских просторов и время пролетело незаметно и радостно. Вот и любимое Потапово на холмистом берегу. Встречать нас на всех парах мчит разбитая колесница — старенький газик с надписью на лобовом стекле «Танки грязи не боятся!».
Это наш давний приятель Роман Шмаль, из потомков немцев–спецпереселенцев, выброшенных в начале Великой Отечественной войны на этот енисейский берег, — выживайте как хотите. О происхождении Романа внешне свидетельствует лишь его любимая «немецкая» фуражка и, конечно, редкая для здешних мест сверхделовитость. За годы знакомства убедилась — он отличный хозяин и семьянин, у него трое замечательных ребятишек. Роман по духовным убеждениям — православный христианин. Строительство храма в родном Потапово он затеял вместе со своим сродником из Дудинки Анатолием, вернувшимся инвалидом после страшного боя в одной из горячих точек. Анатолий, почти лишенный зрения и руки, потерявший всех боевых товарищей, прозрел сердцем. Он крестился, стал ревностным христианином. Этим летом привез со святой горы Афон по благословению старца древнюю икону Божией Матери «Иверская» и передал в недавно возведенный храм, освященный в честь этого Богородичного образа. И такое имя у храма неспроста, ведь чудотворная «Иверская» еще зовется и «Вратарница».
Подлинный образ в древности был возведен на врата Афонской обители и охранял ее от бед и напастей. А поселок Потапово — тоже своеобразные врата, т. к. географически находится на южной границе полуострова Таймыр.
Попасть с высокого борта кораблика Pilot на потаповский песчаный берег можно только по шаткому трапу. Батюшка, путаясь в рясе, крепко держит чемоданчик со всем необходимыми богослужебными предметами для совершения таинств и треб. Седовласый пономарь Алексей уже победно шествует на пригорок с подсвечником на плече. За нашим своеобразным крестным ходом бегут местные пацаны. Таких свежих лиц и чистых глазенок в городе уже почти не встретишь — все лето потаповские дети на природе. Свежего воздуха, вольного простора здесь вдосталь. Впечатлений, конечно, не хватает. Так что наш колоритный визит (тут тебе и священник с матушкой да дочерью–студенткой, и казаки в папахах, журналистка с кучей интересной техники — все записывает да снимает) — для жителей, а всего их около 350, — событие преинтересное.
Прежде чем начать службу, заглянули в местную администрацию. Владимир Шмаль (с нашим другом Романом они дальняя родня) уже два десятка лет у руля власти.
Владимир Шмаль: – Мы отметили 132 года Потапову, обычно в апреле совмещаем день поселка с праздником оленевода. В основном здесь энцы живут, но представлены все пять коренных этносов. Сейчас готовимся к зиме. Уголь хорошего качества из Кайеркана завезли. Продукты еженедельно доставляем. В Доме культуры и школе завершили ремонт, дали подработать молодежи. В школу пойдут около 60 ребят. А из выпускников поступили несколько человек — в Таймырский колледж и в Красноярске — в медицинскую академию и строительный вуз. Родители учебу детей на материке точно потянут. В основном у нас работают в бюджетных организациях, шесть человек значатся безработными. Есть молодежная оленеводческая бригада в 80 километрах от поселка, рыбу добываем. Главная проблема — ветхое жилье. В основном дома 1957 года постройки — мои ровесники, а больница вообще 1949–го... Правда, по линии Агентства по делам малочисленных коренных народов строим два дома, на зиму для кочующего населения, каждый — 2 миллиона 730 тысяч рублей стоит бюджету... И, конечно, алкоголизм — огромная проблема! Стараемся кодировать. Сейчас ждем врачей из Дудинки на обследование всех жителей. Стариков у нас совсем мало осталось, но прирост населения неплохой, рожают в Дудинке. Если пойдет строительство, то и люди будут лучше жить здесь и даже приезжать из других мест. Места–то прекрасные! |
Протягиваю главе Потапово свежие номера «Заполярки». А он, как в шпионской картине, в ответ достает мне из своей горки прессы такие же. Приятно, что нашу газету потаповцы читают. Говорят — интересно, нравится про жизнь соседей узнавать, вот только бы газу нашего им доставалось поменьше...
В другом кабинетике администрации казаки беседуют с богатырского вида Романом Шмалем. Кроме дел, связанных с организацией здесь казачьего отряда, обсуждают и весьма щекотливую ситуацию. Оказывается, Роман недавно отличился — попытался по–своему разобраться с теми, кто травит сельчан, — возит паленую водку. Конфликт замяли. А на будущее казаки вместе будут решать, как следить за порядком, соблюдая закон. А своего участкового для работы в Потапово всё не найдут...
Так совпало, что в день нашего приезда в Потапово объявили сход в местном Доме культуры. Мэр отправился давать народу разъяснения о предстоящих 8 сентября выборах на Таймыре. А мне бежать в храм, где уже молятся перед чудотворной иконой о благополучии здешних жителей. Алтарь в скромной деревянной церковке пока не возведен, поэтому нельзя служить Божественную литургию. А вот таинство Крещения священник может осуществить в любом месте. Было бы желание у человека. Нынче среди первых желающих — молодой кочегар Егор Ашляпкин с сыном Александром. Они из коренных. Оказалось, Егор не знал, что приедет священник, случайно проходил мимо храма, вот душа и подсказала... А о вере он всерьез задумался, когда служил в Чечне. Видел много смертей, самого Бог миловал. К новокрещаемым присоединился еще один малец из энцев — мама привела за ручку. Крещение настолько важно, поворотно в жизни человека (по себе это хорошо знаю), что мне уже не хочется бежать за новыми впечатлениями. С удовольствием помогаю батюшке — готовлю простые нательные крестики на веревочках. Для малышей веревочки длинноваты, цепляются за уши. С радостью замечаю, как особенно преобразилось лицо у взрослого Егора после принятия крещения, в котором, как говорят, человек рождается заново.
Крестным у малышей (взрослый человек уже может обойтись без воспреемника) стал еще один дудинский член нашей команды — ненецкий художник и скульптор Александр Сигуней. Помнится, вскоре после того как Саша изваял со своим товарищем Владимиром Таранцом деревянную скульптуру святого покровителя всех путешественников и мореходов Николая Чудотворца (установлена в порту), он решил креститься. И вскоре по благословению батюшки уже помогал во время службы в дудинском Свято–Введенском храме.
А к потаповскому храму все тянутся люди. И отец Георгий крестит снова. Некоторые, из коренных, приходят хмельными. Батюшка не гонит, по–отечески строжит, увещевает... Глава поселка, прощаясь, сказал мне, что с появлением храма связывает большие надежды. Даст Бог, и благодать коснется неокрепших душ сельчан, многие из которых попали в бесовскую западню пьянства. Сам Владимир Шмаль пока не принял крещения, все размышляет. А его старенькая мама Мария, немка из Поволжья, которая с другими спецпоселенцами оказалась здесь не по своей воле, даже в 91 год старается прийти помолиться.
Немцы в истории села Потапово — особая драма. Жаль, что здесь нет краеведа, который бы собрал воедино все устные и письменные свидетельства их выживания на суровой земле Таймыра. Но те, кто страдали здесь в землянках, теряли здоровье в ледяных водах Енисея, добывая рыбу для фронта, могут гордиться своими потомками. Так, в Потапово живет и процветает молодая семья фермеров Кохов. И к ним первым бегу я из храма. За десять лет нашего знакомства подросли замечательные дети. Дочь и сын еще школьники, но давно незаменимые помощники по дому и хозяйству, в котором сейчас десяток коров с телятами. Сейчас у них гостит дедушка из Дудинки — Александр Егорович Ваккер. Он из репрессированных немцев Поволжья, хоть и хлебнул здесь лиха, но навсегда полюбил промытые свежим речным ветром потаповские края. Дедушка в свои «за восемьдесят» по–прежнему большой труженик, вот помогает внукам чинить сети. Трудяги Кохи — мастера на все руки. Их ухоженное, образцовое хозяйство (и в коровнике чистота отменная) обеспечивают молочной продукцией все село, а это около четырехсот человек. Отвозят свои молочко, творог, сметану и в столицу Таймыра. Жаль, что не попробовать нам эти вкусности — пост. Но главное — всегда накормлены и напоены местные детишки. А здесь и школа–одиннадцатилетка, и свой хороший детский садик, с поступлением в который — никаких проблем.
Перед возвращением в Дудинку мы заглянули в местный магазин. Хотелось что–нибудь прикупить к чаю в дороге. Цены сильно не удивили. Но и разнообразие не так велико. Яйца, куриные окорочка, консервы, печенье и сладости всякие. Хлеба не было и вовсе. Пекут на месте, но его сразу разбирают. Лично меня порадовало, что магазин в Потапово еще и своеобразная картинная галерея. Стену над центральными полками со снедью украшают работы самобытного энецкого художника Ивана Силкина, которого совсем недавно проводили в последний путь. Продавщица рассказала мне, что он щедро одаривал сельчанам своими картинами с изображением оленей, тундровиков, северных пейзажей.
Обычно мы привозим из Потапово гостинцы родным и друзьям — омуля рыбаки здесь добывают отменного. А нынче из–за жаркого лета вода в Енисее так прогрелась, что вкусная рыбка ушла в более прохладные места. Ждут осень, чтобы от души порыбачить. Конечно, по дружбе на дорожку нам чуток подкинули. Отведала и первой голубики, которая здесь нынче уродилась. потаповские — люди отзывчивые, добрые. Общались бы и общались, да капитан нашего «ковчега» уже сигналит. Конечно, хорошо бы приезжать на более долгий срок — и послужить в храме можно без спешки, и без суеты с народом поговорить. Однажды я это себе позволила, не подумав, что мобильной связи в этих краях нет. А в это время на материке не стало моего отца. Еще одна потаповская зарубка на сердце.
Вряд ли кто–то из наших читателей побывает в этом месте на Енисее, если не будет особой надобности. Разве что помашет рукой с проходящего мимо теплохода. Как я на прощанье маякнула платком пригорочку со скромными домишками, на одном из которых из года в год выводили огромными буквами — ПОТАПОВО. Теперь главный знак — крест на церкви в честь «Вратарницы».
Кстати, говорят, что поселок был назван в честь ссыльного Потапова — хорошего человека, который никогда не обманывал местных. Люди о добре память хранят. На Севере оно дороже всех богатств. И пусть миссия добра в наших краях никогда не заканчивается...
Ирина Даниленко
Фото автора
Заполярная правда 23.08.2013