Вчера в Норильске помянули невинных узников ГУЛАГа.
30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, норильчане по традиции пришли поклониться праху тех, кто упокоился у подножия молчаливой горы Шмидтихи. С 1942 года здесь на «вечный отдых» оставляли тех, кто погиб в Норильлаге. К началу 1990–х на месте скорби, траурные приметы которого к этому времени сравняли с землей, стали возникать первые знаки памяти — часовня, кресты, мемориальные знаки... Сейчас на мемориал «Норильская Голгофа» съезжаются люди со всего мира. Известно, что в норильских лагерях страдали сотни тысяч людей из 22 стран. Это они стали первостроителями комбината и города. И дело нашей совести — не забывать об их судьбах...
Среди тех, кто в эту октябрьскую метель стоял плечом к плечу на митинге памяти, были люди, которые помнят, как 60 лет назад началось восстание заключенных в Горлаге. В нашем городе живет бывшая политкаторжанка Ольга Ивановна Яскина. Из Москвы прилетел участник восстания — 88–летний правозащитник Лев Александрович Нетто. Накануне он вместе с журналистом, исследователем истории норильского восстания Аллой Борисовной Макаровой принимал участие в музейных встречах, которые в память о 60–летии восстания прошли в Талнахе и Норильске.
На «Норильской Голгофе» об упокоении душ невинных жертв Норильлага молились северяне нескольких поколений. Многие школьники оказались здесь впервые, и было заметно, что детей переполняют новые, особенные чувства сопричастности правде истории. Небольшая группа женщин из столицы Таймыра — из семей ссыльных немцев, калмыков, белорусов — поклонилась памяти страдальцев от имени жителей Дудинки, через которую прошли сотни этапов в норильские лагеря.
Последние годы с митинга у Шмидтихи люди возвращаются к Музею истории НПР, где в сквере после долгих лет ожидания возвели памятник Жертвам Норильлага. Пожилые норильчанки, жизни которых коснулись репрессии, и теперь стояли у этого скромного мемориала, взявшись за руки. Так когда–то, летом 1953–го, не размыкали рук и участники трагического «восстания духа» в Горлаге. Когда хотя бы на мгновение прикасаешься к памяти о таких событиях, не хочется говорить лишних слов, которые кажутся пустыми и неуместными... Московский исследователь истории сопротивления в ГУЛАГе Николай Александрович Формозов, который прилетел из столицы почтить память участников норильского восстания, сняв шапку под мягко падающим, словно в утешение, снегом, тихо сказал: «Давайте молча, в сердце, помянем всех, кто был в сталинских лагерях, кто навсегда нам дорог...». Люди зашептали имена ушедших политзэка, среди которых были дорогие норильчанам имена доктора Серафима Васильевича Знаменского, строителя Василия Феоктистовича Ромашкина, изобретателя и путешественника Вилиса Карловича Траубергса... Многих, очень многих норильчан... И, конечно, мы помянули известную мастерицу Анну Васильевну Данилюк, пригнанную на Север с Украины... 30 октября исполнился ровно год со дня ее ухода в вечность, к тем, о ком все же радостно вспоминать сердцу, — так интересны, значительны, необходимы обществу были эти люди. Вечная им память и наша благодарность за любимый Норильск.
Фото Елены ХУДАНОВОЙ
Заполярная правда 31.10.2013