Вчера в столице Хакасии отметили День памяти жертв политических репрессий. Митинг, посвященный памяти тех, кто стал невинной жертвой режима в 1930 — 1940-х годах, традиционно прошел возле мемориала, на котором высечены сотни фамилий , напоминающих нам сегодня о том, какой ценой давались великие свершения Советскому Союзу.
Пострадавших от произвола властей в те годы, конечно, куда больше, чем надписей на камне. Только в Хакасии официально признаны реабилитированными почти четыре с половиной тысячи человек. В масштабе страны трагедия обретает уже другой размах. Кто-то говорит о сотнях тысяч, другие — о миллионах, перемолотых советской государственной машиной в те страшные годы. Судьбу многих из них родные не знали десятилетиями.
— Мой дед Григорий Степанович Копылов был обвинен в контрреволюционной агитации в 1938 году и в августе того же года расстрелян в Минусинской тюрьме. Но о его судьбе моя мама узнала только в 1989 году, когда он был реабилитирован, — вспоминает Надежда Лукашевич, родившаяся через десять лет после смерти деда.
Каждый год она приходит на митинг, чтобы отдать дань памяти своему предку. И каждый же год около сотни таких, как Надежда, несут к этому скорбному мемориалу цветы и ставят свечи у фамилий, выбитых на холодном граните. Они верят, что новых имен на черной каменной стене никогда не появится.
Виктор ЛЕБЕДЕВ