В память о безвинно погибших30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, в филиале музея истории политических репрессий в Туве будет открыта выставка, посвященная так называемому «сут-хольскому делу».
Это одно из последних дел, датированное 1953 годом. Вот что о нем пишет известный тувинский историк Монгуш Байыр-оол: «Так называемое «сут-хольское дело» было возбуждено сотрудниками сут-хольского отделения УМГБ по Тувинской автономной области по непроверенным данным о существовании в районе якобы антисоветской вредительско-диверсионной группы, возглавляемой первым секретарем райкома ВКП (б) А.Ш. Агбаном. С января по июль 1952 года по следственному делу были арестованы 16 человек из числа партийно-хозяйственного актива, специалистов и рядовых колхозников района: А.Ш. Агбан, О.С. Монгуш, Д.С. Монгуш, О.Ч. Кудерек, Д.-К.М. Монгуш, К.Б. Монгуш, Б.К. Ондар, О.У. Чотпа, Д.Ч. Сарыглар, С.Б. Ооржак, Н.Е-Ш. Монгуш, О.Ш.Донгак, А.Д. Монгуш, О.Ш. Базыр, О.Б. Дукур, О.Ч. Чанчып. Им было предъявлено обвинение в принадлежности к якобы антисоветской националистической, вредительско-диверсионной организации. Как ни странно, гражданских лиц, первого секретаря райкома ВКП (б) А.Ш. Агбана и бывшего председателя колхоза им. Кирова О.С. Монгуша, судил военный трибунал войск МГБ Красноярского края, который приговорил их в октябре 1952 года к высшей мере наказания — расстрелу. Двенадцать человек были осуждены на 25 лет лишения свободы и один — к десяти годам.
После рассмотрения дела следственными органами УМГБ по Тувинской автономной области на основании показаний некоторых осужденных осенью 1952 г. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности за якобы активное участие в деятельности этой же «антисоветской организации» еще шесть руководителей района: бывший первый секретарь райкома ВКП (б) до 1950 г. К.К. Эмер-Сарыг, прокурор района С.Ш. Серин-оол, директор школы К.А. Седип, председатель колхоза им. Сталина Д.Ч. Какпаанак, зам. директора МТС по политчасти С.Б. Оолакай, председатель райисполкома В.С. Чульдум. Им было предъявлено аналогичное обвинение, при этом указывалось, что антисоветскую националистическую вредительско-диверсионную организацию они создали по заданию бывшего секретаря обкома ВКП (б) Х.К. Базыр-Сата. Военным трибуналом в марте 1953 г. они были признаны виновными и приговорены к 25 годам лишения свободы каждый...
14 декабря 1953 года. Военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор в отношении К.К. Эмер-Сарыга, С.Ш. Серин-оола, К.А. Седипа, Д.Ч. Какпаанака, С.Б. Оолакая, В.С. Чульдума, и дело прекратили за отсутствием состава преступления.
Все эти люди были реабилитированы. Названные уголовные дела («сут-хольское дело») в отношении всех 23 лиц прекращены. Были освобождены от занимаемой должности начальник управления МГБ по Тувинской автономной области, прокурор области, его заместитель. Исключены из рядов партии и уволены из органов УМГБ следователи и оперативные работники, занимавшиеся фабрикацией материалов дела и применявшие запрещенные методы следствия, в результате которых допускались незаконные аресты и осуждение заведомо невиновных людей».
Как рассказал «Тувинской правде» научный сотрудник филиала музея Эрес Нурзат, на готовящейся выставке будут представлены фотографии всех проходивших по этому делу людей.
— Работа по поиску новых материалов и документов продолжается, — рассказывает Эрес Нурзат. — Мы уже имеем около 1000 единиц хранения: фотоснимки, документы, газетные публикации и биографии репрессированных на территории республики в 1930–1950 годах. Скоро к ним обязательно добавятся новые экспонаты, в том числе и личные вещи репрессированных, которые занимают особую часть нашего фонда.
В этом покосившемся здании на улице Комсомольской, 5 в эпоху политического террора размещалась спецкомендатура НКВД ТНР. Именно здесь чинились расправы над некоторыми руководителями ТНР, именно здесь выбивались из них нужные показания о причастности к так называемому «прояпонскому контрреволюционному заговору правооппортунистического толка». Здесь же фабриковались самые крупные в истории республики «расстрельные» дела.
— Со слов очевидцев точно известно, что в подвале, напоминающем обычный погреб, содержали арестованных. Оттуда их уводили на расстрел. Уже в советское время подвал засыпали. С 1995 года, когда в нем был открыт музей политических репрессий, идут разговоры о том, чтобы «вскрыть» его. Но дальше разговоров дело не идет. А вдруг в этих пыточных камерах сохранились еще орудия пыток, вещественные доказательства? Мы обязательно восстановим эти камеры пыток, — заверяет Эрес Нурзат.
По официальной информации Управления ФСБ по РТ, в Туве от политических репрессий пострадали 1214 человек, представители 17 национальностей.
— 30 октября мы совместно с общественной организацией «Мемориал» проведем традиционный митинг у памятника «Непокоренный», — рассказывает заведующая филиалом Аржаана Дамба. — Возложим гвоздики, зажжем свечи в память о безвинно погибших… Это очень важно, ведь задача нашего музея — не только сохранить память о тех трагических днях, но и всестороннее и глубокое изучение причин и условий, породивших репрессии. Чтобы подобное никогда не повторилось…
Александр Филатенко, Тувинская правда 01.11.2013