30 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Еще в 1927 году очередной съезд ВКП (б) поставил задачу коллективизации сельского хозяйства, перевода его на социалистический путь развития. К этому времени кулачество расценивалось как враждебная сила. Усилилась налоговая политика, за недоимки начали забирать запасы зерна и скот.
С началом коллективизации развернулись массовые репрессии против кулачества и середняков. 7 августа ВЦИК и Совнарком приняли написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и прикреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «О пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения с колхозного поля полагался расстрел.
С ноября 1934 года при Наркомате внутренних дел было образовано Особое совещание, которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет. При этом были отброшены принципы судопроизводства, защищавшие права личности перед лицом государства. Особому совещанию предоставлялось право рассматривать дела в отсутствии обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката.
В 1934 году был принят закон «Об упрощенном порядке рассмотрения дел о террористических актах и организациях». Согласно этому закону следствие должно было вестись ускоренным порядком и заканчивать свою работу в течение десяти дней: обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия сторон – обвинителя и защитника; просьбы о помиловании запрещались, а приговоры о расстреле приводились в исполнение после их оглашения.
Так началось физическое устранение всех недовольных режимом. Фабриковались дела на врагов народа. Устраивались показательные судебные процессы. Каждый из этих процессов вел к раскручиванию маховика репрессий для десятков тысяч людей. По официальным, явно заниженным, данным, в 1930-1953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано более 3,8 млн. человек, из них 786 тыс. расстреляно.
Особо сложной оказалась ситуация зимой 1927-1928 гг. В январе 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) направило на места директиву, предлагающую применение чрезвычайных мер. Для того, чтобы привести в действие все административно-карательные рычаги с целью заготовить необходимое количество хлеба без каких-либо уступок его производителям, в Сибирь выехал сам И.В. Сталин. В своих выступлениях он настаивал на применении самых жестких мер к тем, кто не хотел продавать хлеб по установленным низким ценам, вплоть до лишения свободы и конфискации хлеба. Именно с Алтая в Сибири начался «великий перелом»: Сталин лично рекомендовал в каждом хлебозаготовительном районе устроить пару показательных раскулачиваний.
Уже в 1929 году начался процесс коллективизации, но особенно ударные темпы характерны для начала 1930 года.
История репрессий в районе считается неизученной. Репрессиям подвергались сельчане по различным обвинениям: раскулаченные, осужденные за принадлежность к контрреволюционным организациям, обвиненные в результате проведения «чистки» партии, привлеченные к ответственности по линии НКВД по доносам, немцы, высланные с Поволжья во время Великой Отечественной войны. Раскулаченные крестьяне полностью лишались имущества, затем следовало либо выселение за пределы района либо лишение избирательных прав. «Особо злостные» направлялись в концлагеря сроком от 3 до 10 лет.
Сведения о репрессированных хранятся в архивах различных уровней. В Краснотуранском районном архиве хранятся документы периода 1927-1936 годов. Это документы по рассмотрению жалоб лиц, обложенных твердым заданием, списки лиц, лишенных избирательных прав по сельсоветам района, протоколы собраний бедноты, заседаний сельсоветов, заседаний районной пятерки и т.д.
В тот период времени в районе было 55 населенных пунктов, включающих 37 сельских советов с населением 34 946 человек.
Каток репрессий прокатился по всем селам и деревням района: искали врагов народа. Работала тайная агентурная сеть. Краевая прокуратура устанавливала контрольные цифры по количеству врагов.
Какое количество семей, людей попало под репрессии - неизвестно. Отдельные сведения предоставляем на основании сохранившихся документов.
Итак, 1927год. В сохранившихся документах есть сведения: избирательных прав лишены 810 человек по 24 сельским советам (по 13 сельсоветам документов нет). Данные по селам: село Абаканское (Краснотуранск) - список на 259 человек, Алгаштык -14 человек, Александровка - 8 человек, Байкаловское - 46 человек, Беллык - 45 человек, Белоярское - 28 человек, Биря - 27 человек, Бузуново - 28 человек, Буровка - 3 человека, Тарск - 15 человек, Кара-Беллык - 20 человек, Кортус (так в документе) - 56 человек, Креславка - 3 человека, Моисеевка - 46 человек, Листвягово - 25 человек, Н.Покровка и Николаевка - 2-5 человек, Н.Ивановка - 21 человек, Н.Свинино - 24 человека, Пустынь - 11 человек, Салба - 23 человека, Сыда - 35 человек, Уза - 45 человек, У-Караскир - 7 человек, Усть-Сыда - 16 человек.
В графе «Причины и мотивы выселения» указывались следующие варианты: бывший белогвардеец, священник, торговец, спекулянт, бывший дружинник армии Колчака.
В последующие годы добавились другие причины: кулак, имеющий батраков.
Годы раскулачивания, доносов были предвестниками еще более жестоких репрессий, выпавших на тридцатые годы. С раскулачиванием из сел выселили дельных, предприимчивых, трудолюбивых и умелых людей. Документы говорят сами за себя.
Следующий документ. «Протокол №1 заседания районной пятерки по выселению
и экспроприации кулацких хозяйств из пределов Абаканского района от 10-22
мая 1931г. Присутствуют: Ч., Ф., И., М., Р.
Председатель собрания: Ф.».
СЛУШАЛИ: | ПОСТАНОВИЛИ: |
1.Сообщение председателя райколхозсоюза т. Р. о ходе коллективизации в р-не крестьянских хозяйств на 50,5% |
Принять к сведению |
2.Утверждение представленных сельсоветами списков кулацких семей к выселению |
Прилагаемый список в 216 хозяйств в 980 едоков утвердить и выслать из пределов р-на .Операцию считать законченной со |
5.Сообщение Рай Уполномоченному ОГПУ об окончании операции выселения и экспроприации кулацких хозяйств. |
Первостепенным натурфондом
выселяемые обеспечены полностью (лошадьми, с/х инвентарем, продовольствием и фуражем) за исключением второстепенных предметов натурфонда (лопаты, вилы, пилы, топоры) |
Председатель райпятерки: Ч. Уполн.ЗС Крайисполкома: Ф. Пред. РИКа: И. Р/
Уполн.ОГПУ: М. Председатель Райколхозсоюза: Р.».
1931год. Село Кара-Беллык (орфография и пунктуация и стилистика текстов сохранены).
«Протокол №1(копия) общего собрания Кара-Беллыкской кандидатской группы ВКп/б Абаканского района Сиб. зап.края, состоявшегося 27/IV-31.
Повестка дня:
1.О выявлении и высылке кулацкиххозяйств.
Слушали: О выявлении и высылке кулацких хозяйств говорит тов. К., каковой доложил о необходимости выявления кулаков и высылке таковых, указывая на кулацкое влияние и вредительство на селе, о проведении всех мероприятий сов. власти.
Постановили:
Признать явно кулацким хозяйством М. по признакам эксплуатации. С 1920 по 1929 г. имел постоянных батраков в кузнице, а также систематически вел сезонно эксплуатацию в сельском хозяйстве и своим влиянием закабаляя окружающее его население. В 1930 г.лишен избирательных прав и потом восстановлен окружным избиркомом, в 1931г. – обратно лишен сельизбиркомом.
Признать явно кулацким хозяйством Б. по следующим признакам: эксплуатация предприятия мельницы с 1927 г. по 1931 г. В 1930 г. были обложены в индивидуальном порядке по ЕСХН и дано твердое задание по сдаче хлеба и т.д.
Признать явно кулацким хозяйством М. по признакам эксплуатации пимокатной мастерской и применения наемных рабочих с 1926 г. по 1931г., а также сельскохозяйственные работы и дачи денежных ссуд бедноте под отработку. В 1930 лишен избирательных прав, распродан, осужден на 2 года заключения и 5 лет выселки. Все выше поименованные хозяйства должны быть немедленно высланы из пределов с. К-Беллыка и Абаканского района».
Не единичны случаи, когда все село вставало на защиту семьи, попавшей под выселение. Пример тому «Протокол бедняцкого собрания дер. Н-Рождественки, Абаканского района, Минусинского округа, состоявшегося 12 мая 1930г. Присутствовало гр-н бедняков 37чел., средн. 4 челов. (Протокол написан простым карандашом).
Повестка дня: рассмотрение списков лишенных избирательных прав.
Слушали:
1. Т, лишен избирательных прав в 1928 г. как за эксплуатацию конной молотилки.
В прениях выступали:
К.(ср) говорит. Т. имел только одну конную молотилку и зарабатывал на ней не более 20 -30 рублей в год. Которых даже не хватало на ремонт этой молотилки, цену за молотьбу брал только 1р.50 к. за 1000 снопов.
Б.(бедняк). Т. для бедняков молотил своей молотилкой очень на выгодных условиях. Плату за молотьбу ожидал пока отдадут, а некоторые и вовсе не платили, доход его был от молотилки не больше 20 руб. в год. Никаких закабалений Т. никому не делал.
Л.(бедн). Т. лишен избирательных прав совсем как то ошибочно и неверно, никаких причин к этому не было, а лишен он более по инициативе одного члена сельизбиркома неправильно.
Постановили.
Обсудив вопрос о лишении Т, бедняцкое собрание дер. Н-Рождественки находит, что Т. согласно инструкции ст.15 п.2 лишен избирательных прав неправильно, никаких кабальных эксплуатаций он не производил. Бедняцкое собрание выражает свое мнение о восстановлении гр-на Т. в избирательных правах и снятии кулачества».
Далее протокол общего собрания направлялся для рассмотрения на районную пятерку по выселению и эспроприации (лишение собственности – ред.) кулацких хозяйств.
Следующий - документ-заявление С. В этом заявлении кратко изложена вся жизнь человека.
«От гр-на села Н-Свинино Абаканского района Минусинского округа С.
ЗАЯВЛЕНИЕ.
С марта 1929 года, находясь в рядах членов Ново-Свининской сельхозартели «Красный сеятель» на протяжении ДВУХ лет добросовестно выполнял работу животновода.11марта 1931года сельсовет под руководством уполномоченного Абаканского РИКа - Р. подвел меня под явно-кулацкое хозяйство, лишил в избирательных правах, за то, что в 1919 году я был в колчаковской дружине, как чуждый элемент. 12 марта меня обложили единовременным сбором в 50 рублей и тракторными акциями на 120 руб и в 11часов дня 12 марта принесли извещение об уплате наложенных на меня сумм 170 руб. к 12 часам этого же дня. Причем еще до вручения мне извещения сельсовет произвел опись имущества, которого насчитывалось на 188 руб. 25коп. Спустя час после вручения извещения, т.е. в 12 часов этого же дня за неуплату предъявленных сумм ПРОИЗВЕЛИ ТОРГИ, распродав все имущество: принадлежавшую мне половину дома, не оставив даже жилого угла для моей семьи в 5 человек, в том числе ТРЕХ малолетних детей, баню, амбар, последнюю корову, самовар, детские кровати и прочую кухонную утварь, оставив только то, что было на мне и членов моей семьи.
Считаю такое бесчинство ни в коей мере не граничащее с законами Советской Власти, прошу рассмотреть мое заявление в сторону восстановления меня в правах гражданства и возвратить проданное с торгов имущество, а «ЛЕВЫХ» ЗАГИБЩИКОВ в числе которых, главным образом, уполномоченный РИКа - Р.- привлечь к суровой ответственности.
Для ясности сообщаю свою биографию: В 1919 году при наличии 18 летнего возраста руководители Колчаковской дружины Е. и К. по деревне заявляли: кто запишется в дружину, тот не будет мобилизоваться в армию. Отец мой, во избежании мобилизации меня в армию Колчака, так как во время Германской войны отслужили ТРИ сына, из коих один был убит, второй изранен, а третий был в плену в Германии, - записал меня в дружину, где я пробыл только ДВЕ НЕДЕЛИ, после чего Колчаком все же был мобилизован в армию. В порках и расстрелах, производимых в то время дружиной я совершенно не участвовал, о чем может подтвердить все население дер. Ново-Свининой.
В армии Колчака я прослужил ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ. При первой возможности в октябре-ноябре 1919 года на фронте около ОМСКА мне удалось перейти на сторону Красных и добровольно вступить в Красную армию, где и служил ДОБРОВОЛЬЦЕМ во ВТОРОЙ БАТАРЕЕ ПЕРВОГО ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ДИВИЗИОНА и участвовал в боях ПРОТИВ КОЛЧАКА. После разгрома Колчака наш Дивизион перешел на Польский фронт для ЛИКВИДАЦИИ БАНД: МАХНО, ГОЛЛАХ и друг., а в 1922 году демобилизовался из Красной Армии.
О вышеперечисленном имею на руках документы.
За участие в Колчаковской дружине Н-Свиниским сельсоветом в 1927 году я ЛИШАЛСЯ ПРАВА ГОЛОСА, но по моему ходатайству с приложением ряда документов - в ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВАХ БЫЛ ВОССТАНОВЛЕН Минусинским ОКРИСПОЛКОМОМ. В 1929 году в момент организации сельхозартели вступил в «Красный сеятель», обобществив все свое имущество, где и работал до 11 марта 1931 года, а в этот день благодаря головотяпству «Левого» загибщика уполн. Рика – Р. снова меня лишили, они подвели под кулацкое хозяйство и до нитки распродали числящееся на мне не обобществленное имущество. В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУТОРНЫХ ДНЕЙ Я СТАЛ «ВРАГОМ» Советской Власти, в то время как ОДИН из УЧАСТНИКОВ ЗАВОЕВАНИЯ ВЛАСТИ СОВЕТОВ и КОЛХОЗНИКОМ-УЧАСТНИКОМ перестройки мелкого крестьянского хозяйства в КРУПНОЕ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ. О результатах прошу сообщить мне. К сему С. Адрес: НОВО-Свинино Абаканского Района ЗАП.Сиб.КРАЯ».
В архиве хранится 1035 дел - 1035 свидетельств беззакония в отношении сельских тружеников. Это «личные дела кулаков, лиц, лишенных избирательных прав и получивших твердое задание» - так написано в документе. Личные дела оформлялись на главу семьи, а выселяли всю семью. В семьях от 4 до 11 и более человек. Только на основании имеющихся в наличии документов можем приблизительно посчитать, что лишены всего и высланы были около 5000 человек.
1936 год - начало массовых репрессий. Людей забирали и увозили в город Минусинск, где и судили. Судьба раскидала их и их семьи по всем уголкам нашей страны. Сколько человек попало под суд из Краснотуранского района? Сколько расстреляно? Нет таких сведений.
В 30-50-е годы в Красноярский край было сослано 500 000 «спецпоселенцев», которым пришлось жить в неимоверно трудных условиях. Среди них были поволжские и украинские немцы, понтийские греки и литовцы, латыши и эстонцы, украинцы и белорусы, финны и поляки, черкесы и калмыки. Их расселяли по всей территории Красноярского края, в том числе и в Краснотуранский район. К сожалению, нет документов, нет сведений в нашем архиве по этой теме. Есть люди и их тяжелые судьбы. Есть боль за родных людей, которых даже не видел. Как забыть глаза и слезы бабушки, рассказывающей о собственных родителях, которых увозили полураздетых с малыми детьми на руках.
Какое количество людей в нашем районе подверглось репрессиям? Даже примерное число назвать затруднительно. Это - темы для исследовательской работы.
Хотелось бы напомнить современникам: репрессии, войны проходят через
каждую семью. Что вы знаете о своих
родных? Хотите ли знать? Сведения
можно найти в Книге памяти жертв
политических репрессий (она есть в
районной библиотеке) на сайте «Мемориал» Красноярского края, а также
в муниципальном архиве Краснотуранского района.
Татьяна Жарикова
(по материалам
муниципального архива
Краснотуранского района)
Эхо Турана 1 ноября 2013 г.