С НОРИЛЬСКОМ СВЯЗАННЫЕ СУДЬБЫ
Прежде во время визитов участника знаменитого восстания заключенных Норильлага Льва НЕТТО на северную землю сопровождали в основном съемочные группы. Но в этом году он впервые прилетел в Норильск в сопровождении одной из дочерей. Годы все же берут свое.
Немногие из прошедших войну и ГУЛАГ находятся сегодня в такой хорошей форме, как Лев Нетто. Большинство так и не перешагнули рубеж столетий, навсегда оставшись в ХХ веке. Так, в 60 лет умер младший брат Льва Александровича – чемпион Олимпийских игр и Европы, легендарный футболист Игорь Нетто, хотя в его биографии не было ни плена, ни лагерей. А что говорить о поколении воевавших и сидевших?
На вопрос о том, как ему удается сохранять “бодрость духа, пластику и грацию”, 88-летний мужчина отвечает почти в духе песни Высоцкого: “Каждый день хотя бы полчаса уделяю дыхательной гимнастике, которой начал заниматься еще студентом Бауманки. Еще тогда я понял, что надо помогать своим органам и быть с ними на “вы”. Если мое сердечко сигналит о перегрузке, я прислушиваюсь к этим сигналам и прошу у него прощения… Пока оно меня не подводит. Человек создан здоровым, боеспособным. Главное – быть в движении…”
Лев Нетто всю жизнь в движении. Недавно он написал книгу под названием “Клятва”. Первый тираж в сто экземпляров почти целиком разошелся на подарки, в том числе и норильчанам, чьи имена в ней упоминаются. Свой человек в сегодняшних демократических кругах, автор “Клятвы” удостоился предисловий от правозащитников Александра Даниэля и Сергея Ковалева.
Даниэль-младший предрекает читателю тяжелые испытания, а Сергей Ковалев признается, что о многом из книги узнал впервые. О попытке создания оппозиционной политической партии в Норильлаге в начале 50-х годов. Первые два пункта программы действий Демократической партии России (ДПР) издатель “Клятвы” вынес на обложку книги. В свои предыдущие приезды в Норильск он искал в поселке Западный тайник с партийными документами, как потом выяснилось, изъятыми в свое время чекистами.
В подпольную партию офицер-разведчик, арестованный после возвращения на родину из плена, вступил на Красноярской пересылке перед отправкой в Норильлаг, там же он произнес клятву, которой остается верен до сих пор.
С темой ДПР и в книге, и в жизни Льва Нетто перекликается тема норильского восстания 1953 года, участником и очевидцем которого он был. Во время этих событий заключенный Нетто стал записывать в книжечку адреса родственников своих лагерных друзей, чтобы, вернувшись после амнистии в Москву, приступить к поискам своих товарищей. Так сложилось, что именно Нетто стал хранителем информации о сопротивлении в ГУЛАГе. В “Клятве” этому событию посвящена не одна из 16 глав книги.
Но жизнь одного из последних оставшихся в живых норильлаговцев состояла и состоит не только из столкновений свободы и несвободы. В ней была и есть любовь к единственной Ларисе и их “птенчикам” – Людмиле и Юле. Лев Нетто без запинки вспоминает день, когда молодые расписались: 25 апреля 1957 года. Вместе с женой они помогали Игорю Нетто до последних его дней, страдавшему в конце жизни болезнью Альцгеймера. Благодаря Ларисе, работавшей в Росконцерте, супруги в домашней обстановке встречались с известными музыкантами того времени: Зарой Долухановой, Ириной Архиповой, Еленой Образцовой, Николаем Петровым… Список можно продолжать: известные имена часто звучат в рассказах Льва Нетто. Это артисты, политические деятели, журналисты, писатели, спортсмены. Например, организовывать визиты в Норильск в свое время Льву Нетто очень помогла нынешний вице-премьер правительства России Ольга Голодец, когда еще была заместителем гендиректора “Норильского никеля”.
Издание автобиографической книги для ее автора, конечно, радостное событие, но не только. В ней не обошлось без фигур умолчания – по словам Нетто, писать все же можно не обо всем и не обо всех.
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Варвара СОСНОВСКАЯ
Заполярный вестник 15.11.2013