Почитание мучеников — святых, принявших смерть за веру и тем засвидетельствовавших ее истинность, является неотъемлемой частью вероучитель- ной и богослужебной практики христианства. Гонения, которым подвергалась Русская Православная Церковь в XX в. со стороны атеистического государства, стали тем «историческим контекстом», в котором просияли, явили себя миру новые русские святые, прославленные ныне в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
11 апреля по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеймона начала работу возглавляемая Его Высокопреосвященством Епархиальная комиссия по канонизации святых и церковно-историческому наследию.
В состав комиссии вошли священнослужители епархии, сотрудники профильных епархиальных отделов, архивных, музейных и библиотечных учреждений и вузов Красноярского края, ведущие историки, краеведы и археологи региона, специалисты в ряде связанных с работой комиссии сфер научной деятельности и представители православной общественности. Ответственным секретарем комиссии назначен руководитель Епархиального информационно-аналитического и издательского отдела, профессор Красноярского филиала СПбГУП Геннадий Малашин, автор ряда монографий по истории Православия на Енисее и книги о жизни и подвиге новомученика Димитрия Неровецкого.
На сегодняшний день рабочие группы комиссии начали подготовку для первичного рассмотрения материалов и документов о подвижниках веры из числа служителей Церкви, подвизавшихся на канонической территории нынешней Красноярской епархии и принявших мученическую смерть за веру в годы богоборческих гонений. Так, на ближайших заседаниях комиссии в 2014 году будет представлен комплекс материалов и документов о трех подвижниках веры: архиепископе Минусинском и Усинском Димитрии (Вологодском; +23 октября 1937, г. Минусинск), иерее Михаиле Тимофеевиче Щербакове (+29 октября 1918, с. Каратуз Минусинского у. Енисейской губ.) и протоиерее Василии Максимовиче Команском (+30 марта 1938,г.Колпашево Новосибирской обл.).
Комиссия рассмотрит готовящиеся красноярскими исследователями новые материалы о священномученике Амфилохии (Скворцове; +1 октября 1937, Западная Сибирь), заслушает информацию о мученической кончине православных священников в годы Гражданской войны на канонической территории нынешней Красноярской митрополии.
До создания Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию ее функции частично были возложены на Епархиальный совет, Епархиальный информационно-аналитический и издательский отдел и благочиния епархии.
Важность и значение этого первого заседания Комиссии трудно переоценить, его можно без преувеличения назвать одним из главных духовных и культурных событий в епархии.
Слово участникам первого заседания.
Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон, председатель Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию:
— Акт мученичества — высшее проявление человеческой веры в Бога, Творца и Создателя, осознания своего призвания через соприкосновение со страданиями Христовыми. Господь Сам о Себе свидетельствует: „Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин. 12:47). Сказал Он: „Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иак.1:12).
Конец XIX века, весь XX век прошли под знаком огненного испытания веры православных христиан и служителей других конфессий. И в наши дни в XXI веке испытание веры посещает людей Церкви — так должно быть, и мы благодарим Господа за эту возможность свидетельствовать о спасительной вере Христа и вере православной, греко-византийской, которая была дана нам Господом.
Для нас драгоценна возможность найти все, что связано со свидетельством о вере Христовой и с глубоким патриотизмом нашего многонационального народа. Русская Церковь проповедует истинный интернационализм. Христианство никогда не противоречило установкам национальных культур.
Доброе имя России связано с в восстановлением святости мучеников. А для Церкви — это живое свидетельство, что Русская Православная Церковь пребывает в Духе Святом. Если в Церкви нет святости и не находятся святые, она на грани смерти.
Такие героические и великие местности, как Сибирский край, настолько выжигались атеистическим временем, что у нас сложно находить свидетельства жизни и подвига мучеников. Каждое имя, восстановленное перед Богом для людей как святое, является Божиим голосом для каждого, кто участвует в работе нашей комиссии.
Наша комиссия — одна из самых главных в епархии. Мы с вами отчет будем давать на Страшном суде пред Великим Господом нашим. Потому что мы говорим о душе и о спасении души.
Все, кто дал согласие на это святое дело, есть благословенные у Господа. Все вы в Духе Святом. На семь колен и до семижды семь будут благословляться потомки ваши за это участие. И слава Богу, что мы сегодня собрались. Кто-то движимый верой, кто- то — патриотическим чувством, кто-то — чувством исторической справедливости, кто-то — по долгу службы.
Призываю благодать Духа Святаго на всех вас, помоги Го¬споди вам и всем нам умножить славу Господнюю открытием новых святых имен, которые вместе с нами будут благодарить Господа за эти сокровища и помогать нашей земле и народу жить до скончания времен и торжества Христа и его Церкви в вечности. Аминь.
Александр Шекшеев, историк (г. Абакан):
— Состав комиссии очень представительный, 36 человек, это все люди уважаемые в нашем крае. Они собираются не просто так, они должны заниматься делами полезными для нашего общества, для нашей Православной Церкви и для веры. Комиссия, как вытекает из ее названия, должна заниматься канонизацией людей, которые в свое время радели за православную веру и приняли смерть от нашего советского государства. Это люди необыкновенные, которые отдали свою жизнь служению Богу и Церкви, в то же время во времена российской смуты по¬гибли за это. И мы сегодня, собираясь здесь, должны воздать им память и ввести в сонм священ- номучеников.
Я — историк, занимаюсь исследовательской работой в области взаимоотношений между обществом и властью, в данном случае — взаимоотношениями между государством и Церковью, между крестьянством и Церковью и между крестьянством, Церковью и советской властью, автор ряда статей по этим темам. Напрямую связан с вопросом о канонизации, потому что мне приходилось встречать документы и писать о мученической смерти людей, которых мы собираемся канонизировать. Поэтому те знания, которыми я обладаю, которые собрал в свое время, работая в архивах и знакомясь с публикациями того времени, их можно использовать в работе Комиссии.
Ольга Сордия, начальник информационного отдела Архивного агентства Красноярского края:
— Зная свое прошлое, можно предвидеть свое будущее, и для нас память много значит, как и для наших родителей и детей. И то, чем будет заниматься Комиссия, это очень важно: и для возрождения нашей духовности, и для патриотического воспитания молодежи.
Как историк и архивист, свое участие в работе Комиссия вижу в том, чтобы найти документальные подтверждения тому, что люди, которых мы коллегиально будем рекомендовать канонизировать, что они действительно достойны канонизации и памяти, чтобы о них знали. А роль Комиссии заключается в том, чтобы подготовить документы и материалы, необходимые для канонизации священников, которые очень много сделали, чтобы Россия жила, возрождалась.
У нас очень много документов. Есть документы по трем священникам, которых мы будем сегодня обсуждать: архиепископе Минусинском и Усинском Димитрии, иерее Михаиле Тимофеевиче Щербакове и протоиерее Василии Максимовиче Команскиом.
У них были приходы, к ним ходили люди, потом начались гонения, аресты. У нас есть все необходимые документы. Документально мы можем подтвердить все репрессии относительно этих трех священнослужителей.
Но поисковая и исследовательская работа должна продолжаться. У нас в архивах края три миллиона единиц хранения. Есть еще над чем работать.
Людмила Ермолаева, директор Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова:
— Если взглянуть на проблему шире, то станет понятно, что надо вести речь не только об истории святых, сколько о вообще жизни человека, его деятельности. Димитрий (Вологодский) может быть и не предполагал, что будет святым, но как сказал Владыка, «жил ради Церкви». Необходимо задуматься о сохранении памяти в целом. Буквально в среду со своими коллегами поехала на старое городское кладбище, где у нас был Сретенский храм, разрушенный. Проходишь, вот здесь захоронен В. Барков, он не святой, он не погиб за веру, но он восстановил храм в Минусинске — Спасский собор, при нем он стал действовать, чуть далее — дочь одного из священников минусинского храма, совсем рядом — Димитрий (Вологодский) похоронен. Одни проявили себя в лоне Церкви, другие - тоже прихожане, тоже православные, в другом общественно значимом деле проявили себя. И когда идешь и смотришь, сколько разрушено, понимаешь, что надо все это восстанавливать. Мне молодые задают вопрос: а почему разрушают? И меня радует этот их вопрос, потому что это значит, что они уже задумываются. И наша задача, чтобы задумывались, и не разрушали, потому что, разрушив все, мы разрушим Церковь в себе, и тем самым разрушим сами себя.
Сегодня мы сотрудничаем с Красноярской епархией в плане изучения истории Православия на Юге Красноярского края, как в целом, так и отдельных его представителей. У нас есть совместные выставки, автором одной из них был отец Георгий Потылицын, посвященной Димитрию (Вологодскому), где представлены интересные новые материалы, которые по-новому открыли значение его личности для минусинцев. Сейчас есть задумка на базе восстанавливаемого Вознесенского храма сделать музей истории Минусинского благочиния. У нас большой фотонегативный фонд конца 19 — начала 20 века, где даже мы можем проследить историю строительства храмов, в частности, Спасского собора. Мы проводим экскурсии, читаем лекции. Задача нашего музея вместе с Минусинским благочинием сохранить и помочь восстановить культовые сооружения, и, конечно — сберечь память о людях.
Протоиерей Сергий Пигасов, штатный священник Казанского собора г. Ачинска:
Святые — это люди, которые прошли путем евангельским по этой жизни, это наша братия из плоти и крови, которые своей жизнью показали, что то, что написано в Евангелии, о чем говорил Спаситель, что это возможно и необходимо исполнить в своей жизни. Поэтому, конечно, пример святых очень нам важен для поддержания веры, нашей надежды и для указания нашего правильного пути в Царствие небесное. Особенно важны нам те святые, которые близки нам по времени, потому что соответственно они близки и по духу, и глядя на их пример, мы невольно начинаем тянуться к Богу, спасению, радению о своей душе. Поэтому, естественно, что исследование жизни святых, канонизация новых святых — это великий и правильный путь Церкви, который указует нам священноначалие.
В нашем Ачинском благочинии, есть четыре новоявленных святых, которые в 2000 году были причислены к лику новомучеников и исповедников российских. И этот форум, который ныне начинается, он призван к тому, чтобы этих святых, их жизнь сделать явной, известной наибольшему кругу людей, чтобы ввести их подвиг в богослужебный круг Православной Церкви, чтобы создавать им иконы, службы. И вторая, очень важная задача в работе нашей Комиссии связана с тем, что есть еще люди, которые, например, жили в нашем Ачинском благочинии, священники и просто миряне, и их подвиг известен, но они пока к лику святых не причислены. Это станет одним из направлений будущей работы. Необходимо проводить исследования их жизни, чтобы начать процесс канонизации достойных того людей в лике новомучеников и исповедников.
Десять лет назад, к 175-летию Казанского собора, вышла книга, «175 лет Казанскому собору», в которой мы пытались провести небольшое исследование право-славной жизни нашего региона и в которой мы как раз и поместили жизнеописания наших святых земли Ачинской и тех подвижников благочестия, тех радетелей о жизни православной нашего округа. Этим мы продолжаем заниматься и доныне, изучая архивные материалы, материалы Краеведческого музея и рассказы очевидцев, которых с каждым годом становится, к сожалению, все меньше и меньше.
Руководитель регионального сосудистого центра Краевой клинической больницы Алексей Протопопов:
— Восемь поколений моих предков были православными священнослужителями. Сейчас наша семья прямого отношения к духовенству не имеет, у нас сложилась врачебная династия: врачами были и мои бабушка с дедушкой, и родители. Можно сказать, что сложилась новая преемственность: от служения через Церковь — к служению людям через медицину. И для меня эта связь между разными поколениями моей семьи чрезвычайно важна.
Канонизация моего пращура для меня не является самоцелью. В первую очередь, моя цель — рассказать окружающим и единомышленникам о своих предках, их истовой вере в Бога, их беззаветном служении' Православной Церкви. Для нас, их потомков, канонизация — это нечто чудесное, о чем не стоит говорить преждевременно.
Главный архитектор Красноярской епархии, руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константин Шумов:
— Гонения на Церковь — это не только преследования священников, но и уничтожение православных святынь, в первую очередь — храмов. Перед революцией на территории современного Красноярского края насчитывалось более трехсот православных церквей. А сколько из них было разрушено?
Одна из задач, стоящих перед Комиссией — это выявление остатков утраченного наследия, изучение храмового зодчества, его особенностей в Приенисейской Сибири.
Надо сказать, что в последнее время немало красноярских архитекторов заняты вопросами восстановления культурного наследия Православия, ими проведена системная работа по изучению документальных источников по храмостроительству, ведется работа над реставрационными проектами. Многие церкви в наше время уже удалось успешно восстановить, но еще современного больший объем работы ожидает нас в будущем.
Председатель Красноярского общества «Мемориал», член Правления Международного общества «Мемориал» Алексей Бабий:
— Я испытал чувство гордости за нашу работу, когда увидел сегодня список из более чем семисот фамилий представителей духовенства, подготовленных обществом «Мемориал».
Мы собирали сведения из самых разных источников: начиная от официальных документов государственных ведомств и заканчивая устными свидетельствами. Личностям троих право-славных священнослужителей из этого списка как раз и будет посвящено наше первое заседание.
Изучение жизненных путей священников, ставших жертвами гонений, не имеет каких-то ярких особенностей по сравнению с исследованиями судеб других репрессированных. Оно также сопряжено с преодолением бюрократических препон, хотя необходимые по закону 75 лет уже прошли, и дела пострадавших от тоталитарной системы должны быть открыты для свободного доступа.
Прославление пострадавших за веру — дело, которое должно быть важным для каждого из нас. То, что творила советская власть с православными верующими и духовенством, превосходит по размаху гонения на христиан в Римской империи. Львам христиан, как древние римляне, органы госбезопасности арестованных не скармливали, но зачастую они совершали и более отвратительные и ужасные преступления.
В следующих номерах нашей газеты мы продолжим рассказ о деятельности Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию, познакомим наших читателей с комплексом материалов и документов, представленных комиссии, о подвижниках веры: архиепископе Минусинском и Усинском Димитрии (Вологодском; +23 октября 1937, г. Минусинск), иерее Михаиле Тимофеевиче Щербакове (+29 октября 1918, с. Каратуз Минусинского у. Енисейской губ.) и протоиерее Василии Максимовиче Команском (+30 марта 1938, г. Колпашево Новосибирской обл.).
Православное слово Сибири. №4/147 2014