Об этом периоде жизни известных в России и за границей писателей, музыкантов, художников очень долго было принято молчать. А если и говорить – то вполголоса. А сколько их – талантливых, молодых, с блестящим профессиональным будущим в перспективе, но «неудобных» и вызывающих большое сомнение в лояльности к власти того времени, оказалось в ГУЛАГе. Для многих он стал «последним пристанищем». Другим чудом удалось выжить. Забывать о таком стыдно. И в этом убеждаешься в очередной раз, пролистывая книгу школьников края «Добрые дела, сложные судьбы»…
В ней десятки исследовательских работ молодых жителей Норильска, Енисейска, Игарки. Книга стала итогом краевой поисковой акции «Репрессированные деятели культуры и искусства в истории и культуре Красноярского края», организованной краевой молодежной библиотекой совместно с красноярским историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал». Героями мини-летописи стали Тойво Ряннель, Роберт Штильмарк, Владимир Крутовский, Игорь Губерман… Биографии многих известных людей удалось дополнить воспоминаниями, фотографиями из семейных архивов, из мест ссылок.
Идея такого сборника принадлежала бывшему министру культуры края Геннадию Рукше… Сейчас кажется удивительным, что ее не воплотили хотя бы 10 лет назад: одно дело читать о человеке в учебнике литературы, и совсем другое – пытаться найти тех, с кем он общался несколько десятилетий назад в твоем родном городе, радоваться новой информации, с трудом найденной в архиве…
Как встречал Красноярский край ссыльных – даже самых известных в стране, – объяснять не надо. А вот кем они стали для региона, для далекой от «цивилизации» Сибири, написал в предисловии к книге председатель красноярского общества «Мемориал» Алексей Бабий:
– Это были люди из другой жизни, и благодаря им многие узнавали, что эта другая жизнь вообще существует. В этой другой жизни есть творчество, есть музыка и стихи, там иначе говорят и думают. Это было открытием, изменившим многие судьбы. Нередко вокруг ссыльных образовывались музыкальные, драматические и художественные кружки. Создавались хоровые коллективы, ставились спектакли. Надо ли говорить, каким откровением было это для местных жителей, когда в сельском клубе пела профессиональная оперная певица, когда задники в игарском драмтеатре расписывал потомок Бенуа, когда автор сценария фильмов «Веселые ребята» и «Волга-Волга» в Енисейске участвовал в подготовке спектаклей.
Потомок Бенуа – Дмитрий Владимирович Зеленков какое-то время работал театральным художником в Мариинском театре Санкт-Петербурга. «Обстоятельства» переместили его в театр на 4 тыс. км восточнее – Игарский… Публика полюбила его сразу. «Это было волшебство высшего качества», – вспоминали восхищенные современники его работы. Декорации порой привлекали внимание больше, чем само действие на сцене.
Сам Зеленков глубоко переживал из-за невозможности вернуться к нормальным условиям существования.
В книге приводятся строки из его письма родным: «С каждым годом пребывание в этих местах становится все тяжелее… Нет никакой надежды привыкнуть ко всем гадостям, меня окружающим. Я напрягаю последние силы, заставляю себя бриться… Со страшной педантичностью заставляю себя соблюдать все правила внешней культуры… ибо это единственный способ удержаться на «человеческом уровне» при полном душевном раздрае. Старики наши говорят, что многие пренебрегали этим и быстро скатывались до самого скотского состояния и гибели. Я бы не хотел ТАК уходить из этой жизни».
Удивительно, но в таких условиях люди не теряли способность вести напряженную творческую работу.
Об этом свидетельствуют многие факты, приведенные в книге: к примеру, Ксения Шорохова из Норильска написала, как Лев Гумилев – философ, поэт – рыл котлованы под фундамент Норильского комбината и одновременно работал над диссертацией…
Не является исключением и деятельность хирурга Валентина Войно-Ясенецкого (святителя Луки Красноярского и Крымского). Удача сопутствовала юному исследователю Павлу Семенову из Енисейска, ему удалось поговорить сразу с несколькими старожилами, которые помнили пребывание в городе человека, возвратившего здоровье многим людям. Они рассказали об удивительном случае, когда хирург вернул зрение целой семье: «Из семи человек шесть стали после операции зрячими. Прозревший мальчик лет девяти впервые вышел на улицу. С изумлением видел он мир, который представлялся ему совсем иным. Подвели лошадь. Видишь? Чей это конь? Мальчик не мог ответить. Но, ощупав коня, закричал радостно: «Это наш, наш Мишка!»
Книгу на самом деле можно назвать уникальной – и по замыслу, и по воплощению… Отпечатанная тиражом несколько тысяч экземпляров, она уже начала поступать в библиотеки, и, думаю, ни один из ее читателей не будет разочарован.
Светлана БУРЕНКО, Наш Красноярский край 26.05.14