О том, как российские немцы воспринимают себя сегодня и как к ним относятся в обществе, в интервью DW рассказал Алексей Бабий, изучавший жизнь немцев, репрессированных в СССР.
Этнические немцы, подающие документы на выезд в немецком консульстве в Москве
(1992 год)
Репрессии в Советском Союзе отличались тем, что от них страдали не только отдельные люди, семьи, но и целые народы. В последнем случае главная "вина" репрессированных состояла именно в том, что они принадлежали к определенному этносу. Таким образом были сорваны со своих привычных мест и отправлены в Сибирь российские немцы, до начала депортации жившие локальными поселениями в Поволжье, Одесской области и других регионах. Председатель общества "Мемориал" в Красноярске Алексей Бабий, который специально изучал вопрос реабилитации репрессированных в Советском Союзе этнических немцев, рассказал в интервью DW, как они живут сегодня.
DW: Как проходила реабилитация этнических немцев, репрессированных в СССР?
Алексей Бабий: Отличительной особенностью реабилитации этнических немцев в России стало то, что у них не было никаких проблем с документами, доказывающими факт репрессий, как это отмечалось в других случаях массовых депортаций, в частности, при раскулачивании крестьян. Учетные документы на немцев прекрасно сохранились в ГУВД даже несмотря на то, что в 1959 году была директива, предписывающая уничтожить бумаги, касающиеся периода репрессий в связи с истечением срока давности их хранения. Поэтому с самой реабилитацией этнических немцев в России, а именно с юридической ее частью, вопросов не возникает: по обращению поднимают документы и тут же делают справку.
- Но ведь реабилитация не ограничивается самим фактом выдачи документа?
- Да, это так. Проблема с этническими немцами заключается в том, что долгое время, на протяжении жизни целых поколений им не давали вернуться в те места, откуда они были депортированы в Сибирь. В связи с этим, репрессированные немцы не смогли вернуться и к привычному укладу жизни, такому, какой был у них, например, в Поволжье, Одесской области и других местах, где существовали компактные этнические немецкие поселения. Поэтому сегодня этнические немцы оказались рассеянными не только по всей стране, но даже по всему миру.
- Как бы вы охарактеризовали отношение к этническим немцам в обществе сегодня?
- Отношение не то, чтобы негативное, но сказать, что проблем нет совсем, тоже нельзя. В России их по-прежнему считают и называют немцами. И хотя сегодня в это слово уже не вкладывается тот негативный, ругательный смысл, который был в советское время, особенно в послевоенные годы, некая доля отчуждения в этом определении присутствует. При этом в Германии, куда многие этнические немцы уезжали из России после того, как появилась возможность, их считали и называли русскими. То есть стать "своими" на родине предков тоже получилось не у всех, кто уехал. В итоге многие из уехавших на историческую родину вернулись обратно, в Россию.
- А какова сегодня жизнь этнических немцев в России?
- Этнические немцы в России сегодня - это неприкаянный, рассеянный по всей стране народ. Нынешнее поколение, то есть внуки и правнуки депортированных в советское время немцев, не сохранили культуру, язык и традиции, что собственно и определяет принадлежность человека к этносу. Большинство молодых российских немцев уже не говорят на языке предков, не читают книг на немецком языке. Я бы сказал, что их главная проблема сегодня - потеря идентичности.
При этом склонность к порядку они сохранили. У нас, в Красноярском крае, до сих пор проживает много поволжских немцев. Практически в каждой деревне есть хотя бы одна немецкая семья. Так вот определить, в каких домах живут немцы, можно безошибочно по одному только палисаднику. Деревня может быть вся запущена, а один-два дома стоят аккуратные, палисадники с цветами, участок ухоженный. Если встретишь такой дом, можно быть уверенным: там точно немцы живут. Я проверял.