В Норильске установили две новые мемориальные доски: Петру ЖМУРКО и Борису КОЛЕСНИКОВУ. Их открыли практически одновременно — в среду, 3 декабря.
У Ленинского проспекта, 5
Обе доски появились в честь 80–летия Красноярья в рамках единого проекта «Наследие Красноярского края». В этот день 50 мемориальных знаков открыли в 25 уголках края в честь наших выдающихся земляков. На каждой из досок помимо привычных биографических данных помещен QR–код: считав его при помощи телефона или смартфона, можно выйти на официальный портал Красноярского края и прочитать подробную информацию о заслуженном человеке, которому посвящен памятный знак.
В Норильске выбор пал на двух почетных граждан города — Бориса Ивановича Колесникова и Петра Трофимовича Жмурко. Мемориальную доску Борису Колесникову (уже вторую, первая размещена в фойе АБК «Надежды») открыли на здании, где он долгое время жил — Ленинский проспект, 5 (универмаг «Талнах»). Мемориальный знак в честь Петра Жмурко установили на здании АБК рудника «Заполярный» — здесь начинался его горняцкий трудовой путь и этим предприятием он впоследствии руководил.
Родился 1 января 1930 года в райцентре Рухлово Амурской области. В 1933–м его семья переехала в Минусинск. В 16 лет, за год до получения аттестата, Колесников уезжает в Норильск, чтобы поступить в техникум. В 1950 году Борис Иванович пришел на медный завод сменным мастером, затем стал старшим мастером, начальником отделения завода. Параллельно учась в уральском политехе, Колесников «дорос» до старшего диспетчера комбината, начальника производственно–технического отдела. С 1967 года он — директор никелевого завода, с 1969–го — главный инженер комбината. С 1973 года Борис Колесников — директор Норильского горно–металлургического комбината, который возглавлял до 1988 года — 15 лет, рекорд по пребыванию в этой должности. После Колесников уехал в Москву, где стал замминистра цветной металлургии СССР.
Годы руководства Колесникова комбинатом называют «золотой эпохой». Тогда были запущены Талнахская обогатительная фабрика и Курейская ГЭС, завершился переход комбината на газ, введены в строй рудники «Октябрьский» и «Таймырский». При Колесникове запущены в эксплуатацию печи Ванюкова и навигация стала круглогодичной. Главное его детище — «Надежда», которая сейчас носит его имя, в АБК завода висит первая мемориальная доска, посвященная Колесникову. На долю Бориса Ивановича пришлись и тяжелые испытания: например, серьезная авария на магистральном газопроводе Мессояха–Норильск, когда город и комбинат в лютые морозы чуть не остались без тепла.
Борис Иванович Колесников болел не только за производство, но и за социалку: «Если коротко обозначить то время, когда я был директором, я бы назвал его периодом большого строительства... На протяжении ряда лет ежегодно сдавались пять садиков, две школы, 200 тысяч квадратных метров жилья». В эти годы построена оганерская больница и сам Оганер, идея которого принадлежала Колесникову, новый театр, мясокомбинат и молокозавод, аэровокзал в Алыкеле, кинотеатр «60 лет Октября», лыжная база «Оль–Гуль», ледовые катки, многочисленные турбазы... Именно при Колесникове на материке стали появляться микрорайоны для норильчан. Борис Колесников награжден двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного знамени, он почетный гражданин города.
А еще Борис Колесников очень любил баню с травяными отварами и температурой за 100 градусов. Правда, как вспоминает водитель дежурной машины, которому приходилось возить руководителей переделов в сауны, Колесникова за десять лет своей работы в баню он свозил только дважды. Причем в городскую, где тот мылся вместе со всеми. Просто Колесников тогда приболел, поэтому попросил водителя подвезти, обычно в баню он ходил пешком.
Считав QR–код, можно узнать подробную информацию
Родился 22 апреля 1922 года в селе Степашки Винницкой области. В 1940 году поступил в Красноярский педагогический институт, а 5 ноября этого же года был арестован по политической статье 58–10 — за контрреволюционные действия (как вспоминал сам Жмурко, причиной послужило высказанное им недовольство указом правительства о платном обучении). В итоге он был осужден к пяти годам лишения свободы и трем годам поражения в правах: в 1941 году отправлен в Норильлаг. Заключенный Жмурко работал горнорабочим, машинистом электровоза.
Петр Трофимович был освобожден из лагеря в ноябре 1945 года. Спустя десять дней после этого он поступил в Норильский горно–металлургический техникум, который окончил с отличием в 1948 году. Работал начальником подземного участка. После снятия судимости Петра Жмурко направили на учебу в Ленинградский горный институт. Он окончил его также с отличием в 1956 году и был назначен главным инженером рудника 7/9 (будущего «Заполярного»), затем стал директором этого старейшего норильского предприятия. С 1958 по 1971 год он работал заместителем главного инженера, главным инженером по подземным работам, начальником горнорудного управления. В 1971–1974 годах был заместителем директора НГМК по горным работам. Жмурко уехал из Норильска в 1974 году, работал в Москве в должности заместителя министра цветной металлургии СССР.
По словам нынешних руководителей добывающей отрасли «Норильского никеля», основы подземного производства, налаженные при Жмурко, действуют и по сей день. Если говорить конкретнее, по предложению Петра Жмурко и с его участием впервые на комбинате было построено и в кратчайшие сроки освоено закладочное хозяйство. Он принимал активное участие в разработке и внедрении наиболее экономичных систем бетонного крепления на горных выработках, внедрил комбинированную систему вентиляции на рудниках. Жмурко руководил инженерными работами на строительстве рудников Талнаха: «Маяка», «Комсомольского», «Октябрьского». Петр Трофимович Жмурко — лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами Ленина и Октябрьской революции, почетный гражданин Норильска.
Мемориальную доску Петру Жмурко открывает норильская молодежь
А еще Петр Жмурко был страстным голубятником — на чердаке своего дома на Ленинском проспекте он устроил голубятню. Как вспоминали родные Петра Трофимовича, даже когда он приходил домой поздно вечером, то первым делом поднимался на крышу и только потом садился ужинать.
У АБК рудника «Заполярный»
Светлана ГУНИНА
Фото Владимира МАКУШКИНА и Марины ПЕШКОВОЙ