Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Реликвии вернулись на родину


Во вторник в Национальном музее РК им. Н. Н. Пальмова прошла передача калмыцкому народу пяти старинных танок с изображением различных божеств буддийского пантеона. В Калмыкию эти реликвии привез Юрий Мишкин, руководитель местной религиозной организации буддистов Республики Башкортостан, башкирской буддийской общины "Башкорт Дацан". Он рассказал представителям республиканских СМИ удивительную историю этих танок.

По словам Юрия Мишкина, в феврале, на Цаган Сар, он посетил Иволгинский дацан, где и произошла судьбоносная встреча с местным жителем, бурятом Артемом Афанасьевичем (фамилию он не назвал). Новый знакомый рассказал, что уже полгода приходит в дацан с тем, чтобы найти уроженца из Калмыкии, достойного выполнить очень важную миссию. За это время он встретил немало калмыков, но, по каким-то своим соображениям, решился довериться только Ю. Мишкину.

Дело в том, что родная тетя Артема Афанасьевича перед смертью взяла с него слово вернуть калмыцкие религиозные ценности на родину. В свое время эта женщина жила на станции Боготол в Красноярском крае. В одну из холодных зим через станцию прошел эшелон с полумертвыми людьми. Во время короткой остановки на перрон стали вытаскивать трупы погибших в пути калмыков. В этот момент едва живые женщины, увидев азиатские лица бурятов, стали вытаскивать из-под платьев свертки с танками и бросать их в толпу, крича что-то по-калмыцки. Судя по всему, они уже не надеялись остаться в живых и не хотели, чтобы их семейные реликвии пропали или были осквернены после их смерти. Они уповали на помощь единоверцев, но солдаты стали теснить толпу и бить прикладами людей, чтобы те не смели брать танки, лишь у маленькой девочки получилось подобрать и унести шесть из них.

Это и была тетя Артема Афанасьевича, она всю жизнь хотела вернуть реликвии обратно в Калмыкию, тем более, что она не понаслышке знала о тяжелой судьбе людей, подвергшихся депортации. Всего через пару месяцев после случая на станции семья той девочки тоже была репрессирована - их в числе многих других депортировали в Туруханский район Красноярского края. Там, в тайге у них практически не было шансов выжить, поэтому ее мать решилась на побег с ребенком. Они чудом остались живы и долго скрывались от властей. Кто знает, быть может, именно великая миссия по возвращению танок в Калмыкию помогла им выжить. Сами реликвии все это время были спрятаны - закопаны во дворе старого дома на станции.

К сожалению, у самой спасительницы танок так и не получилось лично доставить их на родину, перед смертью она возложила эту задачу на своего племянника.

"Это достояние моего народа, я - один из сыновей Калмыкии, который, правда, сейчас живет далеко от родины, но если уж боги возвращаются домой, то и для нас всех тоже скоро придет время вернуться на свою землю", - заявил Юрий Мишкин. Также, по его словам, в Иволгинском дацане он встречался с хамбо-ламой Бурятии Дамбой Аюшеевым и предложил религиозному деятелю самому привезти танки в нашу республику, но тот подчеркнул, что эта почетная миссия принадлежит именно Юрию.

Для того, чтобы подтвердить подлинность танок, в Министерстве культуры и туризма РК была создана специальная экспертная группа, куда вошли, в том числе, замминистра Николай Санджиев и доктор искусствоведения Светлана Батырева.

"Мы с трепетом рассматривали эти удивительные вещи, которые несут следы немузейного хранения", - отметила С. Батырева. По ее словам, на танках изображены разные божества, они выполнены разными стилями, разными мастерами, представителями разных иконописных школ. В буддийской традиции не было практики подписывать иконы, однако на обороте танки с изображением Зеленой Тары сохранился знак "Ом" - он ставился после обряда освящения. Также сильно разнится и время исполнения икон, если судить только по сохранности, то, на первый взгляд, одна из танок - Зеленая Тара - написана в конце XVIII или в начале XIX века. Все остальные были написаны никак не позже позапрошлого столетия.

Все это, по мнению Николая Санджиева, говорит о том, что реликвии принадлежали разным семьям и, скорее всего, разным калмыцким родам.

Из шести полученных реликвий Ю. Мишкин привез в Калмыкию пять. Еще одна - танка с изображением Авалокитешвары - уникальная вещь в иконографии (по словам Светланы Батыревой, ей еще не приходилось сталкиваться с танками, написанными на коже), позже будет перевезена в Калмыкию на временное хранение. В планах Ю. Мишкина построить в Башкирии буддийский храм, и когда эта затея воплотится в жизнь, кожаная танка станет одной из главных реликвий хурула в Башкортостане.

Гаря УБУШИЕВ
Фото Алексея ТЮРБЕЕВА

Калмыкия сегодня 12.03.2015


/Документы/Публикации/2010-е