Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

“Только вольнонаемные”


ПОД ЗНАКОМ НОРИЛЬСКА

В проекте “Простые истории”, стартовавшем к 80-летию “Норильского никеля”, о времени и о себе рассказывают норильчане, оставившие заметный след в биографии города и комбината. Для “Авторадио” и “Европы Плюс” аудиоистории озвучили заслуженные артисты России Нина Валенская, Лариса Потехина, Сергей Игольников, Сергей Ребрий и артист Андрей Ксенюк.

“ЗВ” предлагает своим читателям расширенные версии “Простых историй” как продолжение юбилейного “Хронографа”.

– Я работал в Дудинке начальником порта. В 1948 году все, что было связано с водным транспортом, входило в зону моей ответственности. Помню, что получили телеграмму от министра внутренних дел Круглова. Содержание такое: “К вам направлен английский пароход, груженный польским цементом. На борту 4 тысячи тонн, разгрузить их за 96 часов только силами вольнонаемных”.

Сильно озадачила нас эта телеграмма. Дело в том, что в Дудинском порту вольнонаемных было всего человек 120–150, и все это были “взбесившиеся домохозяйки” – так иногда мы называли жен командного состава, которые не имели специальности, работали экономистами, в торговле, в кадрах. А нужны были крепкие мужики, человек 160, – тогда, может быть, и справились бы с разгрузкой цемента за четверо суток. Что делать? Звоню директору комбината Звереву. Он говорит:

– Собери замов и посоветуйтесь, как быть в этой ситуации.

И вот собрались начальник оперчекотдела, замначальника по лагерю, руководители служб. Объяснил ситуацию. Все пришли к одному мнению: о вольнонаемных грузчиках не может быть и речи. Но как тогда выполнить поставленную задачу? Начальник чекистов предложил:

– Подберем надежных заключенных и разгрузим корабль.

Зам по лагерю капитан Михно продолжил:

– Оденем заключенных в хорошую спецодежду, военизированную охрану так же оденем, вместо винтовок дадим на всякий случай пистолеты...

Тут же решили, что заключенным скажем всю правду и про запрет министра, и про 96 часов, и про охрану с пистолетами…

…В Дудинке было много хороших специалистов, они за три дня сшили замечательную, как в американском журнале, спецодежду. Пароход разгрузили за 72 часа. На подъеме последнего груза стрела пароходного крана сломалась. Мы подозревали, что наши грузчики сделали это намеренно – в два раза больше погрузили цемента, доставили его нормально, вот только стрела не выдержала и сломалась.

Когда английский пароход, прощально загудев, отошел от причала Дудинского порта, открылась удивительная картина: на воде плавали белый хлеб, пакеты, сигареты… Негры и белые бросали нашим людям, как собакам, хлеб, шоколад и даже колбасу. Никто ничего не взял.

Заполярная правда 29.10.2015

Василий КСИНТАРИС, бывший заместитель директора Норильского комбината по снабжению и транспорту, ставший впоследствии первым заместителем председателя Госснаба СССР


/Документы/Публикации/2010-е