












На улице Береговой в селе Атаманово, неподалеку от хлебоприемного пункта, стоял небольшой домик. Окнами на Енисей. Наверное, иногда в нем слышалась сербская речь. А может быть, только русская. Абрам Иванович (вероятно, имя писалось на русский манер) за долгие годы скитаний отвык разговаривать на родном наречии. Да и не с кем ему общаться на языке далеких Балкан. Жена Яковлева Анна Марковна была русской. Однако в послевоенное время в совхозе «Таежный» работали представители многих национальностей, в том числе югославы и сербы. Возможно, кто-то приходил в гости к Топчевичам.
Серб Топчевич Абрам Иванович родился в семье рабочего в 1893 году в Сербии, в местечке Бегач(?) Окончил 4 класса. В 1912 году был призван в армию. Не известно – в сербскую или русскую. Участвовал в Первой мировой войне, в звании рядового. Сербия выступала на стороне стран Антанты. Попал в плен к немцам.
В 1921 году судьба занесла его в Петроград, где до 1934 года работал в морском порту. На его родине менялась власть, и в 1929 году она стала частью Королевства Югославия.
Скорее всего, был репрессирован, потому что в 1934 году оказался в Сибири, на лесоповале. До 1946 года работал в одном из красноярских леспромхозов.
Наверное, он знал, что с апреля 1941 года Сербия была оккупирована немцами, часть территории государства передана сателлитам Германии — Венгрии и Болгарии, а также Албании.
К 1945 году Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-освободительной армии Югославии.
Но пути на Родину у Абрама Топчевича уже не было. Вероятно, после освобождения из лагеря, как и много других сидельцев, его направили в ссылку в Атаманово. В 1947 году – конюх на ферме «Саман». К тому времени он был уже не молод, не отличался здоровьем. И была ему одна дорога – в сторожа. Сначала охранял пионерлагерь, потом снова работал на ферме «Саман». В 1949 году по какой- то причине уволился (по собственному желанию). Но вновь принят в пионерский лагерь рабочим, затем переведен в сторожа. В 1949 ему выдали паспорт. До этого года – только справки. Так до 1958 года и работал – то разнорабочим, то в сторожевой охране. В 65 лет ушел на пенсию.
Ольга ВАВИЛЕНКО
Топчевич Абрам Иванович. Фото из альбома Тамары Аксяновой
Газета «Сельская жизнь» 8 января 2016 года