Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Неугодных - в Сибирь. Боль от репрессий до сих пор жива в памяти народа


Миллион человек стали жертвами сталинского режима только в Красноярском крае.


Заключенные на стройке.

В последнее время нередки высказывания о сильной руке, о делении на наших и чужих, звучат даже призывы признать врагами народа тех, кто думает иначе. Что это - возвращение к сталинской риторике? Ведь только в Красноярском крае пострадали от репрессий почти миллион человек. Неужели история ничему не учит?

О том, как в Красноярском крае в сталинские годы реализовывалась государственная идея о принудительном переселении неугодных народов и групп населения и как ломались судьбы людей и целых родов, мы поговорили с историком Еленой ЗБЕРОВСКОЙ.

Монолитное государство

- Елена Леонидовна, кто попадал в категорию спецпоселенцев? Насколько увеличилось население Красноярского края за их счёт?

- Первая массовая волна, когда в наш регион (включавший на тот момент Хакасию. - Т.А.) приехали почти 100 тыс. человек, состояла из так называемых «раскулаченных крестьян» и длилась с 1931 года до середины 30-х. В годы Второй мировой войны приехали поляки-осадники, украинцы, евреи, греки, финны, эстонцы, литовцы, латыши, советские немцы из ликвидированной в связи с подозрениями в формировании «пятой колонны» Автономной республики немцев Поволжья.

Хотя, кстати, когда в 1989 году Декларацией Верховного Совета СССР принудительные переселения и вообще репрессии сталинского периода осуждались и стали рассекречивать архивы, фактов, которые бы подтвердили, что советские немцы поддерживали фашистов, не нашлось.

Особенно драматично проходило переселение калмыцких семей. В сибирские регионы и Казахскую ССР их было выселено свыше 92 тыс., в том числе почти 25 тыс. - в Красноярский край. По данным УНКВД Красноярского края, в пути погибло 434 человека. В первые пять лет из числа всех депортированных калмыков погибли 15 364 человека. В целом в 30-50-е годы приехало 355 015 человек так называемого «спецконтингента». И сейчас треть населения - их потомки.

- Зачем вообще было нужно тасовать людей по стране?

- С одной стороны, надо было развивать Зауралье - Западную и Восточную Сибирь, Среднюю Азию. И тех, кого сюда высылали, направляли прежде всего в лесопромышленные, золотодобывающие тресты, на угледобычу. Затем, это была попытка создать монолитное государство, в этническом плане - перемешать этносы между собой. Было представление, что так можно обеспечить более эффективное проведение национальной политики (создать единый советский народ), снять социальную напряжённость. Из нынешнего дня становится понятно, что политика принудительных массовых переселений наоборот усугубила проблемы в стране, и шлейф этих национальных деформаций тянется до сегодняшнего дня.


Группа заключенных. Фото: Красноярское общество "Мемориал"

- Вот и в нашей семье до сих пор расстрел прадеда, которого НКВД счёл кулаком, в 1937 году - болезненная тема.

- Так же болезненно события, связанные с репрессиями, воспринимаются и в семьях других спецпереселенцев. Травматическое сознание может жить и в детях, во внуках, в правнуках. Память об этом не стёрлась в менталитете народа.

Топоры в помощь

- Потрясает, насколько мало ценилась жизнь человека! Мою прабабушку с пятью детьми, например, поселили в двухэтажном деревянном бараке, с одной печкой на этаж. Двое малышей умерли. Складывается ощущение, что, пересылая, людей хотели просто уничтожить. Со всеми так не церемонились, верно?


Памятник жертвам репрессий на севере Красноярского края. Фото: Таймырский краеведческий музей

- В годы Великой Отечественной войны возможностей создать человеческие условия было мало. Основные средства направляли на производство боеприпасов и обмундирования. А тут приезжали тысячи людей! Часто они сами себе строили бараки. Конечно, жили в условиях огромной скученности и антисанитарии. Случались и вспышки инфекций. Что греха таить - были и руководители, которые не торопились создавать приемлемые для жизни условия. Хотя деньги на это могли и выделить.

Работяг могли забросить в тайгу, на лесозаготовки, а часть переселенцев в 1942 г. отправили на рыбные промыс­лы на Север - на голый берег, и с топорами - это в лучшем случае. Безусловно, люди, которых переселяли, очень пострадали. Они лишились прежнего социального и экономического статуса. Человек мог быть музыкантом в Автономной Респуб­лике немцев Поволжья, а здесь устроиться лишь истопником в кочегарку. Правда, и местное население-то не слишком выделялось на фоне прибывших переселенцев.


Фото: Таймырский краеведческий музей

- Как менялась жизнь спецпоселенца? Многие до конца жизни находились в статусе сына врага народа, а уж карьеру сделать с таким клеймом было нереально.

- Такая формулировка действовала только при Сталине. После его смерти это было скорее психологическое восприятие. В условиях спецпоселения человек, причисленный к спецконтингенту, лишался свободы передвижения. Раз в месяц каждый, достигший 18 лет, должен был отмечаться в специальной комендатуре. Без разрешения нельзя было даже поехать на учёбу в соседний райцентр.


Фото: Таймырский краеведческий музей

Официально отдел спецпоселений в Советском Союзе был ликвидирован в 1959 году. Калмыкам, полякам, финнам можно было уехать после реабилитации во второй половине 50-х годов. С немцев сняли спецпоселенческие ограничения, но не разрешили вернуться на Волгу. Среди них и их потомков много тех, кто вопреки непростым условиям сделал карьеру. Герман Греф, например, родился в Казахстане в семье переселенцев, высланных в Казахстан из Донбасса.

В ожидании сильного?

- На ваш взгляд, какие выводы нам, потомкам, стоит сделать из этих трагедий?

- Один из уроков, который нам достался от предшественников: человеческая жизнь, уважение к личности - самое главное. Наверное, не только этот период, а в целом история страны в XX веке призвана научить нас этому.

- А почему, на ваш взгляд, возвращение к сталинской риторике, когда кого-то в массовом общественном пространстве называют то национал-предателями, то врагами народа, так будоражит нас сейчас? Причём есть люди, которые как симпатизируют Сталину, так и ненавидят его.

- По данным соцопросов, запрос на сильное государство, на сильную личность, наличие национальной идеи есть у большинства населения.

- А это не просто перекладывание своей личной ответственности за жизнь по совести, за порядок в семье и на рабочем месте на большого и крепкого дядю со стороны, который должен решить все наши накопившиеся проблемы?

- Это же традиция русская. Ведь миропонимание человека сложилось не в 2015 году. Как правило, каждый наследует от своих предков определённую ментальность. Вы же наследовали от своей семьи определённое отношение к действиям Иосифа Виссарионовича. Так же многие наследуют от своих предков ценностные установки.

Досье:
Елена ЗБЕРОВСКАЯ. Родилась в 1970 году в с. Пойлово Курагинского района. В 1992 году окончила исторический факультет Красноярского педагогического института. Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории КГПУ.

Татьяна Антипьева

Статья из газеты: «АиФ на Енисее» №4 (1837) 27/01/2016


/Документы/Публикации/2010-е