Иван Назаров не заканчивал университетов, не учился в академиях. Его учила жизнь. Природный ум, смекалка, дар организатора, умение подбирать и ставить на должное место людей были гарантом успеха. Иван Михайлович обладал замечательной способностью создавать благоприятный климат вокруг любого дела, за которое он брался. И в любое дело он вкладывал свою душу.
Родился Иван Михайлович 21 июня 1907 года в городе Выкса в семье железнодорожника. В 1908 году семья Назаровых переехала в Красноярск. Трудовую деятельность Иван начал после окончания семи классов рабочим на кондитерской фабрике. Он был членом различных кружков, участвовал в ликвидации безграмотности. В 1924 году вступил в комсомол. Комсомольцы выбрали его своим вожаком. Здесь впервые проявляются организаторские способности молодого руководителя. В 1927 году Иван Назаров окончил курсы партийных и советских работников и отправился в Балахтинский район руководителем Госстраха. Через год его избрали председателем районного сельскохозяйственного кредитного товарищества. В этом же году он вступил в члены Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) — ВКБ(б). И уже в 1929 году Иван Михайлович занял пост председателя Балахтинского райисполкома. За короткое время район стал лидером по многим показателям.
С 1930 года Назаров на партийной работе: управляющий делами Восточно-Сибирского крайкома. Он участвовал в работе по образованию Красноярского края. С 1932 года — начальник транспортного управления треста “Енисейзолото”. С этого времени вся жизнь Ивана Михайловича связана с Енисеем.
В декабре 1939 года Назарова назначили начальником Енисейского государственного пароходства. Не лучшее для пароходства было это время. Политические репрессии, аресты по доносам и наговорам, длительное время предварительных следствий с применением пыток, расстрелы, тюремные сроки порождали у людей страх и неуверенность. За эти два-три года прошли через застенки НКВД не один десяток капитанов и руководителей предприятий. Большая их часть была расстреляна. Несмотря на это, к навигации 1940 года флот по всем отстойным пунктам был отремонтирован, укомплектован плавсоставом, организованно началась предвоенная навигация. Итоги перевозок в предвоенную навигацию были с ростом к прошлому году на 5—7 процентов по всем видам грузов. Увеличилось количество флота: грузопассажирского транспорта — на 7 единиц, что составило 39 процентов, буксирного — на 6 судов, 14 процентов. В несколько раз увеличилось количество перевезённых пассажиров за счёт репрессированных и массовых переселенцев. Для таких невесёлых перевозок были дооборудованы нарами трюмные двухтысячные баржи “Фатьяниха”, “Ангутиха”, “Ермачиха” и “№ 64”, прозванная за сопровождающее её зловоние “Параша”. Навигация закончилась в средние многолетние сроки. Все суда впервые были расставлены по плановым пунктам отстоя. Это способствовало лучшей организации ремонта флота и ввода его в навигацию.
Достойно и организованно речники Енисея начали первую военную навигацию и провели мобилизацию на фронт людей, перевод промышленности на военные рельсы. С началом войны жизнь круто меняла направление. В основу её ставился призыв “Всё для фронта, всё для победы”. Ужесточились требования к исполнению трудовой дисциплины, менялся режим труда. Действовали по сложившейся обстановке. “Так надо!” — звучало для всех одинаково. Главным показателем для Енисейского пароходства стала доставка всех предъявленных к перевозке грузов.
Речники делали всё возможное, чтобы отправить из Красноярска все грузы. Судя по телеграмме А. А. Панюкова, директора Норильского комбината, датированной 18 октября 1942 года, последний гружёный флот на Дудинку ушёл в этот день, чуть ли не на две недели позже средних многолетних сроков. Надо полагать, и капитаны, и руководство пароходства надеялись хотя бы дойти до Игарки.
Последним из Красноярска уходил пароход “Папанин” под управлением капитана А. Е. Фадеева с тремя баржами на буксире. Этот караван ожидал в Енисейске теплоход “Клим Ворошилов”. Две баржи были наполнены разными грузами, в том числе продовольственными и промышленными товарами, а третья — заключёнными. Так как загрузка баржи только людьми по осадке судна была недостаточна, то на палубу погрузили ещё и металл. Караван барж был сформирован пыжом, в середину была поставлена баржа с людьми. На её палубе разместился конвой.
Отошли в рейс при низких горизонтах воды по всему Енисею. На Атаманово — Шиверских перекатах крайняя баржа получила повреждение корпуса, её вычалили из состава и вытолкали на отмель. Остальной состав продолжал движение вниз. Однажды в полночь почувствовали толчок, затем другой, тросы на кнехтах заскрипели и сразу всё стихло. Никто не придал этому значения. Немного позднее стало понятно, что баржа получила в перекате Предивинском повреждение и начала заполнятся водой. Вот как рассказывал об этом случае очевидец происходящих событий В. Я. Миутский, который был в числе заключённых на той барже: “Заключённые были размещены в основном на дне трюма баржи, на нарах. И вот вода начала заливать нижние нары. Поднялась страшная паника, и люди, все сразу, бросились к трапу на выход. Но, увы, все люки трюмов были плотно закрыты железными решётками.
Требовалось определённое время, чтобы охрана разобралась, в чем дело, и начала выпускать из трюма заключённых”. В Красноярске документальных материалов об этом аварийном случае разыскать не удалось. Их не оказалось в архивах судоходной инспекции Енисейского пароходства. Они могли быть только в архивах прокуратуры Норильлага и Норильского комбината. Там нашли докладную записку заместителя начальника Норильского комбината (НК) лейтенанта госбезопасности В. С. Еляна начальнику НК и ИТЛ НКВД А. А. Панюкову “Об итогах перевозок в навигацию 1942 года грузов по Енисею” (арх. трофей А. Б. Макаровой). В этой докладной отмечается, что на барже “№ 46” было 1669 заключённых, из них погибло 26 человек. Там же указывается, что караван парохода “Папанин” сопровождали Назаров — начальник пароходства, Мясников — начальник Восточно-Сибирского управления речного транспорта, Смолянинов — начальник политотдела пароходства. Все они следовали на служебном теплоходе и в ночь трагедии находились в деревне Предивинская. Ещё более ранний ледостав, осенью 1942 года, остановил в плесе на случайные зимовки более 50 самоходных и несамоходных судов. В районе Сухой Тунгуски остановились теплоходы “Клим Ворошилов” и “Красноярский рабочий” с общим количеством барж более 30 единиц и груза около 20 тысяч тонн. В Полое на случайную зимовку остановился теплоход “Валериан Куйбышев” с караваном, в устье Курейки теплоход “Владимир Ленин” с караваном. Оставив свой караван в устье реки Сухая Тунгуска, теплоход “Красноярский рабочий” ушёл вверх и зазимовал у реки Ботовой вместе с теплоходом “Серго Орджоникидзе”. Практически на всех зимовках отстой флота закончился благополучно. А вот на Сухой Тунгуске в весне 1943 года не все суда были выгружены. Во время отстойных работ при заводке барж в речку Сухая Тунгуска подвижкой на Енисее был повреждён практически весь зимовавший здесь флот. Из 32 барж уцелело только четыре. Льдом унесло и затопило пароход “Амур”, были повреждены корпус и винты теплохода “Клим Ворошилов”.
Катастрофа в районе реки Сухая Тунгуска не осталась незамеченной. Был привлечён к ответственности начальник пароходства Назаров, хотя вины его в раннем ледоставе и позднем выходе в рейс на Север караванов не было. Ответственность за место выбора отстоя в устье реки Сухая Тунгуска взял на себя В.В. Ильинский, начальник службы эксплуатации пароходства. Иван Михайлович, можно сказать, родился под счастливой звездой: за него вступился нарком 3. А. Шашков, который обратился к В. М. Молотову. Резолюция Молотова не была расстрельной. Назарова понизили в должности.
Но в 1947 году он вернулся на Енисей. Велики заслуги Назарова в ускоренном восстановлении Енисейского пароходства после военной разрухи. Благодаря его авторитету, умению решать проблемы, Енисейское пароходство в первые послевоенные годы получило более 40 буксирных паровых и дизельных судов, более 30 грузовых судов и танкеров. Шла серийная постройка барж на Красноярском судоремонтном и судостроительном заводах, флота для малых рек на Красноярской судоверфи. Начато строительство дамбы, цехов, жилья и объектов соцкультбыта в Подтёсово, Павловщине, Ермолаево. В эти же годы шло активное освоение притоков Енисея.
Готовясь к празднованию 100 -летия парового судоходства на Енисее, Назаров показал министру Речного флота СССР Шишкову проект программы развития речного транспорта на Енисее. Программа по поручению министра была доработана и легла в основу планирования седьмой и восьмой пятилеток.
Во время войны действовали по сложившейся обстановке. “Так надо!” — звучало для всех одинаково. Главным показателем для Енисейского пароходства стала доставка всех предъявленных к перевозке грузов.
Заслугой Назарова следует считать получение Енисейским пароходством лучших судов того времени, построенных в Германии: “В. Чкалов” и “А. Матросов”. А в 1958 году на теплоходе “В. Чкалов” был организован первый туристический рейс Красноярск — Диксон.
Трудовые заслуги Назарова отмечены двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, “Знак Почёта”, “Красной Звезды” и др.
Умер Иван Михайлович 19 апреля 1972 года в Красноярске. Его именем названы сухогруз “Иван Назаров”, скоростной пассажирский теплоход “Иван Назаров”.
Нюанс
Иван Назаров был членом Союза писателей СССР. Печататься начал в 1952 году в журнале “Сибирские огни”, где опубликованы первые очерки “На Енисее-реке”. В разных книжных издательствах в периодических изданиях опубликованы его художественно-публицистические произведения: “В белой пасти порога”, “Дети шкипера Горячкина”, “Король Карточного острова” и другие. Наибольшую популярность принесла автору неоднократно издаваемая книга “Были великой реки”. Незавершённой осталась книга воспоминаний “35 лет на Енисее”.
Дата
Красноярские речники 1 июля отметили свой профессиональный праздник. Повод для торжества в этом году особенный — Енисейскому речному пароходству исполняется 85 лет. По традиции праздник отметили парадом судов. Часть из них сразу после парада ушла в рейс.
Только в этом году пароходство планирует перевезти почти четыре миллиона тонн самых разнообразных грузов.
Автор: Иван Булава
Городские новости 07.07.2016