Двухэтажный, бревенчатый, рубленный «в лапу» дом, в плане – прямоугольный, с пристроенными объёмами главной лестницы с востока и чёрной с севера; установлен на ленточном кирпичном фундаменте.
Крыша вальмовая с кирпичными дымовыми трубами и слухами. Входная дверь в западной части фасада соответствует расположению главной одномаршевой лестницы, которая находится в пристройке к основному объёму дома. Над главным входом устроен двускатный козырёк на резных кронштейнах.
ул. Ленина, 74
Здание признано объектом культурного
наследия регионального значения решением
исполнительного комитета Красноярского
краевого Совета народных депутатов № 279 от
5 ноября 1990 года
Окна обрамлены наличниками с накладной резьбой растительного орнамента в лобани, завершённой карнизом простого профиля. Окна первого этажа имеют филёнчатые двухстворчатые ставни. Над карнизами лобаней окон второго этажа устроены короны пропильной резьбы в виде раскрытой раковины с обрамляющей её резьбой растительного рисунка.
Фриз набран вертикальными дощечками и оформлен пропильной резьбой.
Ранее, в конце XIX – начале ХХ века, на этом месте находился одноэтажный дом в составе усадьбы,
которой владела Дарья Ивановна Цецоко, вдова чиновника,
надворного советника Игнатия
Григорьевича Цецоко. Она сдавала в главном доме комнаты в
аренду. Во владении вдовы были
два деревянных одноэтажных
дома: один с мезонином, другой с подвальным низом (сохранившийся), а также двухэтажный
флигель, амбар с завозней.
В 1911 году усадьбу купил казак Иван Анисимович Абалаков, приехавший из Енисейска, где занимался мануфактурной, меховой, пушной и рыбной торговлей. В Красноярске Абалаков приобрёл (совместно с известными застройщиками С. В. и А. В. Телегиными) мельницу рядом с Качей по Архиерейскому переулку, продавал «муку лучшего качества по умеренным ценам» (из рекламных объявлений в газетах того времени) на Новобазарной площади.
Вид со двора
В 1912 году Иван Анисимович перестроил одноэтажный дом с подвалом в двухэтажный, он и сохранился до наших дней. Строительством руководил Созонт Васильевич Телегин.
Усадьба была конфискована у И. А. Абалакова в 1920-х годах (с оценкой в 9471 руб.) и передана под нужды созданного «Губсоюза».
По информации «Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края», И. А. Абалаков в 1920 году арестован, обвинён в контрреволюционной агитации, приговорён Красноярской губЧК к высшей мере наказания, но был амнистирован и освобождён. Работал счетоводом на заводе «Красноярскстеклофарфор».
Второй раз арестован в августе 1937 года, в октябре того же зловещего года – расстрелян. Ему было 59 лет… Реабилитирован в 1957-м.
Дом Абалакова с начала 1930-х годов использовался как жилое многоквартирное помещение.
В 1990-м тут открылся магазин альпинистских, спортивных и туристических товаров «Абалаковский». Проведена частичная реставрация внешнего облика здания, флигеля, подведены коммуникации. Внутренний интерьер не отреставрирован, но и не уничтожен – скрыт под гипсокартоном.
Дом внесён в реестр ОКН благодаря памяти о племянниках И. А. Абалакова – знаменитых альпинистах Евгении и Виталии, которых воспитывал Иван Анисимович, живших здесь в 1907–1925 годах (их отец рано умер).
Виталий Михайлович (1906–1986) – инженер, конструктор спортивного снаряжения, первым покорил пик Победы (Тянь-Шань, 1956 г.).
Евгений Михайлович (1907–1948) – скульптор, на его счету 13 грандиозных первовосхождений, в том числе на пик Коммунизма (Памир, 1933 г.), высочайшую вершину в СССР.
В июне 2004 года во дворе дома был открыт бюст
заслуженному мастеру спорта, выдающемуся альпинисту
Евгению Абалакову.
Автор скульптуры –
Алексей Абалаков, сын Е. М. Абалакова.
Николай Леонидович НАУМОВ,
директор научно-производственной фирмы «Рок Пилларс»,
альпинист, организатор соревнований по скалолазанию:
– Когда у нашего предприятия появилась необходимость в помещении для производства альпинистского снаряжения, нам предложили предназначенный под снос дом по ул. Ленина, 76 – без окон, с 70% износа.
Сделали ремонт, привели в порядок фасад здания.
Когда сгорела крыша расположенного рядом дома И. А. Абалакова, нам предложили взять его в аренду. Мы решили, что сможем восстановить памятник культурно наследия…
Проект включал в себя воссоздание всей усадьбы Абалаковых.
Предстояло создать единый мемориал со строительством на его территории тренажёрного комплекса, а 400 квадратных метров должны были быть отведены под музей Абалаковых.
Идея была такова: мы восстанавливаем здание, на первом этаже и в подвале занимаемся коммерцией, продаём товары спортивного назначения. При этом сохраняем и развиваем усадьбу за свой счёт, выделяя часть денег на её содержание.
Проект был поддержан. На расселение жителей дома власти выделили 11 квартир. Мы зашли в этот дом в 2000 году, в 2002-м он был полностью восстановлен, и построен тренажёрный комплекс.
Дом нуждается в профессиональной реставрации, нужно нанимать проектировщиков-реставраторов. Это стоит денег, и мы готовы вложить в это свои средства. Но сложно взять на баланс здание в таком состоянии, а тем более поддерживать его и восстанавливать, когда оно находится в аренде. Понятно, что если бы здание находилось в собственности, то возможностей и финансов для его реставрации и содержания было бы больше. Да и желания тоже.
Власти могут стимулировать бизнес заниматься этим. Государство должно отдавать такие здания ему в собственность.
Нахождение в памятнике уже само по себе является проблемой, сразу возникает множество ограничений и условий. Бизнесу приходится буквально пробиваться сквозь стены, находить компромиссы и «поджиматься» под требования не до конца проработанных законов. А пока, в лучшем случае, государство просто не мешает, и как будто совсем ни при чём.
Пугает неизвестность: сегодня вложился в дом, отдал ему душу, ценность его возросла; а завтра у тебя здание забирают. У деревянных домов – памятников культурного наследия – должны быть хозяева, которые бы соблюдали строгие требования.
Олег Кечин
СНиП 1.08.2016