30 октября – День памяти жертв политических репрессий, как подтверждение того, что ничто не забыто – ни высокий подвиг, ни подлое предательство, ни чёрное злодейство. Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя – святой долг государства.
Много суровых испытаний, жертв и лишений выпало в ХХ веке на долю нашей страны. Две мировые и гражданская войны, голод и разруха, политическая нестабильность, унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии.
Более того, унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшихся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, учёные и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине. Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключённых в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключённые, находились на Соловках и на Колыме. Условия содержания заключённых в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.
Отдельная страница истории страны «наказанные народы». Немцы Поволжья, жители Прибалтики, украинцы, калмыки, ингуши, балкарцы, крымские татары и другие народы в период с 1941-1945 гг. изгонялись с родных мест в 24 часа. Человечество не знало такого великого переселения. Целые народы обвинялись в «поголовном сотрудничестве с врагом». Но кого же было обвинять, если в начале войны всё мужское население ушло на фронт? Гнев государства обрушился на детей, женщин и стариков – они составляли более половины выселенных.
Как и по всей стране, репрессии в Красноярском крае носили массовый характер и затронули все слои общества. Всего пострадало около двухсот тысяч человек.
История нашего района не отделима от истории нашей страны. Всё, что происходило в России, всегда сказывалось и отзывалось на нашей малой родине. Не исключением стали и сталинские массовые политические репрессии прошлого века. Большинство репрессированных составляли люди обычные, которые никогда не занимались политикой. Они честно работали на государство и ни в чём не были виноваты.
Среди репрессированных были известные люди, высокообразованные специалисты, внёсшие свой высокий духовный потенциал в развитие района: Еремей Матвеевич Швец – главный инженер завода «Русский дизель» в Сормове, Ковин Владимир Ильич – архиепископ Луганский и Черниговский, Владимир Августович Степун – ученик Станиславского, актёр МХАТа, руководитель драматического коллектива РДК, Михаил Иванович Спиридонов – музыкант, педагог, основатель музыкальной школы в п. Большая Мурта, Максюк Андрей Васильевич – учитель рисования и черчения, руководитель духового оркестра в РДК, Екатерина Максимова – жена Героя Советского Союза Рихарда Зорге, Андрей Андреевич Евдокимов – кооператор-экономист, краевед.
Всемирно известный человек, выдающийся учёный, профессор хирургии, доктор медицины, лауреат Сталинской премии, архиепископ Лука – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий отбывал ссылку в п. Большая Мурта с марта 1940 по сентябрь 1941 года. Полтора года он работал в районной больнице, спасая людей, неся им веру и жизненный свет.
О массовых репрессиях 30-х годов написано немало. Напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключённых Колымы и ГУЛАГа, стали доступны документы из архивов НКВД. Самые бесстрашные свидетели на суде истории – воспоминания людей, переживших этот ад.
Стрижак Елизавета Александровна:
«Родилась я и проживала в Саратовской области. Наша семья жила в достатке, отец
работал в колхозе, а мы учились. Но вот в один из дней 1941 года к нам домой
пришли милиционеры и сказали: «Мы вас увозим», а куда и зачем, нам не объяснили.
Мы быстренько начали собирать вещи в чемоданы, всё уложили и поставили их в
ограду. Когда мы забрались в кузов машины, нам сказали, что в машине нет места
для вещей, и что они потом нам их привезут. Но мы больше не увидели тех
чемоданов. Нас повезли на вокзал, где потом посадили в товарный вагон, в нём мы
и другие люди ехали семнадцать суток вместе со скотом. За это время мы
практически ничего не ели. Нас привезли в Красноярск, оттуда на барже
переплавили в село Юксеево, а потом на конях привезли в деревню Крутую. В
деревне нам дали разобранную конюшню, так называемый, дом. Мать не могла
работать (она инвалид I группы), старшая сестра устроилась на ферму. Еду мы
добывали сами, ели черемшу, крапиву, саранки. Чтобы добыть пищу и дрова, шли
пешком по 6 километров, дрова таскали на руках. Ходили по домам, попрошайничали
еду (картошку, хлеб). Через несколько лет мы переехали жить в посёлок Большая
Мурта. Здесь у нас уже был свой дом, и нам дали заросший сорняками огород в 25
соток. И этот огород мы все вместе вскопали руками. Когда выросла первая
картошка, жить стало намного легче. К этому времени мне исполнилось 18 лет, и я
устроилась работать в больницу (гладить бельё), где потом и проработала 45 лет.
То, что я пережила, не пожелаю пережить своим врагам» …
Репрессирован… Реабилитирован… Какая человеческая трагедия стоит между этими словами! Человеческая трагедия длиною в жизнь. Историю не исправить, единственное, что остаётся – это восстановить справедливость и законность, чтобы ни одно событие, ни одна дата, ни одна судьба не были забыты. Сейчас по решению правительства во всех регионах, в том числе и Красноярском крае, создаётся книга Памяти жертв политических репрессий. И в этой масштабной и гигантской работе важно не потерять ни одного свидетельства той трагической и героической страницы нашей истории.
Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою.
Кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречён на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
С. А. Маматова, директор Большемуртинского краеведческого музея.
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 44, 29.10.2016