Присаянье_ День политических репрессий. Пос. Тугач
В пос. Тугач Саянского района 27 октября отметили День памяти жертв политических репрессий.
К этому дню в Тугаче готовились долго и тщательно, изучая историю судеб, историю самого населенного пункта. Он должен был стать особенным для всех тугачинцев и для их гостей. Впервые в таежном поселке, бывшем когда-то центром одного из огромнейших сталинских лагерей, столь широко должно было пройти мероприятие, посвященное Дню памяти жертв политических репрессий.
Но вот подготовка завершена, 27 октября с самого утра гости начали собираться в сельском Доме культуры, чтобы отсюда отправиться на кладбище. Нет, не на современное, что располагается на въезде в поселок, а на то, где несколько десятков лет назад хоронили заключенных – старое кладбище Краслага.
Отдать дань памяти погибшим в годы репрессий приехали представители районной администрации, районного Совета депутатов, главы поселений, руководители отделов районной администрации, учащиеся школ района. Глава поселения Тамара Петрова пригласила на встречу дочерей тех, кто отбывал заключение в Краслаге. Одна из них, дочь немцев Поволжья, приехала даже из г. Сосновоборска. Пешком к кладбищу подошли и местные жители, среди которых были и немногочисленные свидетели тех страшных событий.
Накануне на кладбище был установлен православный крест. Сначала планировали установить его непосредственно на территории кладбища, подыскали место, начали копать, но с ужасом подняли из земли человеческие кости. Их вернули на место и закопали, а крест перенесли за территорию кладбища, на открытое пространство и завершили его установку уже в темноте. 27 октября настоятель храма Святителя Николая Чудотворца с. Агинского отец Иоанн Долгов освятил крест и отслужил панихиду по усопшим на территории кладбища. Панихида проходила у единственной сохранившейся могилки с заваленными деревянной оградкой и крестом, поросшими мхом и лишайником. На наличие остальных захоронений указывают лишь ямы, постепенно зарастающие лесом…
"Хотя лагерное кладбище находилось практически в черте поселка, многие жители о нем не знали. В шестидесятые годы Тугачинский леспромхоз переживал взлёт, приехало много новых людей, а кладбище стало зарастать молодым лесом, - делится впечатлениями председатель общественной организации Красноярского историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" Алексей Бабий. - Но сегодня главное, что теперь тут не просто лесок со странными ямками, в котором можно себя вести как в любом леске. Тут кладбище…"
Затем все отправились к памятному знаку жертвам политических репрессий, по дороге люди обсуждали произошедшее. Не обошли вниманием и погоду. Кто-то подметил, что в какой бы день не проходил митинг, посвященный этой дате, на улице всегда холодно, и даже небольшой ветерок пробирает до костей. "Видимо, в память о том, в каких условиях приходилось работать заключенным", - решили они.
Митинг у памятного знака начался с обращения главы Тугачинского сельсоветаТамары Петровой. Она поблагодарила всех, кто откликнулся на ее просьбу и приехал в этот день в пос. Тугач – туда, где располагался один из жестоких лагерей Краслага. Тамара Николаевна представила гостей.
Глава поселения подчеркнула: "Память должна жить, и мы должны знать и понимать, что нельзя вот так запросто по доносу ломать судьбы..."
"Непростой была судьба людей, чей жизненный путь прошел через репрессии. Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких", - звучали из динамиков слова ведущих. И вновь старый Тугач слышал до боли знакомые названия. Марьин Клин и Самсоновка, где содержались женщины, которые выращивали овощи для всех командировок, разводили свиней, коров. Жидорба, Шайбино, Шамки, где под особым надзором содержались мужчины, занимавшиеся заготовкой леса. Мамза, Большая Речка, Матвеев Ключ, где стояли бараки, в которых жили вольные заключенные, не находившиеся под строгой охраной. Такова позабытая молодежью география Тугачинского Краслага.
К присутствующим обратился первый заместитель главы района Игорь Данилин. Он поблагодарил всех за то, что откликнулись и приехали на митинг. Отметил, что практически всех в нашей стране коснулись репрессии. И зачастую обвинение было несправедливо. Это должно сохраниться в памяти последующих поколений.
"Люди, которые погибли в Краслаге, часто были обвинены необоснованно, - добавил председатель Саянского районного Совета депутатов Владимир Оглы. – А ведь это были люди талантливые, образованные. Мы должны сделать выводы из исторических событий и больше не допустить подобного".
Говоря о географии Краслага, не следует забывать и о географии нашей великой страны. В Краслаг заключенные под усиленной охраной прибывали отовсюду: Приморье, Хабаровск, Чита, Донбас, Харьков, Киев, Крым, Алма-Аты, Семипалатинск, Одесса, Поволжье и др. На этих этапах преимущественно были осужденные по ст. 58. На пригорке около реки Тугач они рубили лес, строили бараки, собственными руками обносили их колючей проволокой. Кругом стояли вышки, где несли охрану солдаты. Среди бараков был построен специальный БУР (барак усиленного режима). Именно на его месте и установлен в пос. Тугач памятный знак жертвам политических репрессий.
Председатель общества "Мемориал" Алексей Бабий отметил, что репрессированные зачастую оказывались "стерты" с лица земли. "Сегодня на кладбище мы имели возможность увидеть это собственными глазами, - сказал он. - Уже и место-то не найдешь, где они похоронены. Но это с одной стороны. С другой – они были стерты из памяти. Их семьи уничтожали и забывали. Всего в Красноярском крае около миллиона репрессированных. Нам удалось восстановить имена 168 тыс…" Алексей Андреевич поблагодарил всех тех, кто в Саянском районе не дает забыть историю репрессий.
Много суровых испытаний, жертв, лишений выпало в ХХ веке на долю нашей страны: две мировые, гражданская войны, голод, разруха. На этом фоне страшной страницей истории стали политические репрессии – унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшихся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине.
Дочь политического заключенного Эмилия Горчатова рассказала немного о своем отце. Она не отважилась передать словами те чувства, что испытала на кладбище. Пока шла панихида, стояла и думала, что здесь мог быть похоронен и ее отец, но ему повезло – он вернулся домой больным, но живым. А вот дядя лежит где-то в такой же братской могиле в Решотах.
Свидетелем репрессий стала и жительница Тугача Татьяна Перцева. Она работала на пекарне Краслага, знала многих заключенных лично. И в ее семье случилась трагедия. Был репрессирован ее дядя, работавший заместителем прокурора города Одессы.
Председатель районного Совета ветеранов Геннадий Белоконь рассказал о своем прадеде, который был раскулачен, и только благодаря рассекреченным архивам удалось узнать правду. Начальник Отдела социальной защиты населения администрации Саянского района Татьяна Шиндякина вкратце напомнила историю реабилитации репрессированных, отметив при этом, что многие были реабилитированы уже после смерти.
В завершение митинга к подножию памятного знака возложили цветы.
Позднее в Тугачинском сельском Доме культуры состоялась выставка изделий, изготовленных руками политических заключенных. История одной из прялок, представленных здесь, по-своему уникальна. У всех в деревне Капитоново были прялки, но жила там одна женщина Галина, у которой не было материальной возможности приобрести прялку. Слух о ее мечте дошел до одного из заключенных Николая Пробста. Ни слова не говоря, он взялся за работу. И когда Галина пошла на пенсию, он лично принес и подарил ей прялку. До сих пор как зеницу ока бережет ее Галина как память о широкой душе и золотых руках мастера.
Еще одна нужная вещь – металлическая колбасница, изготовленная руками того же Николая Пробста, и она до сих пор работает. Маслобойка тоже изготовлена им. Этот человек брал металл из кучи металлолома, который собирали школьники, и делал невероятное.
На выставке можно было увидеть и картины, написанные Владимиром Чикаником, жившим в д. Капитоново. Чаще его называли дед Чиканик. Произведения с одинаковым сюжетом – "Девочка с котятами". Почему? Потому что в Капитоново нечем было сильно украшать дома. Нарисовав одну картину, Чиканик получил вскоре заказ на другую с тем же рисунком. Он рисовал и дарил их. После его смерти у него появились последователи. Еще одна "Девочка с котятами" выполнена другим автором – Борисом Гурьяновым.
Здесь же можно было ознакомиться с подробной картой Тугачинского Краслага в 1950-е годы – таким, какой он был. Здесь отмечены все постройки, реки, ключи, плотина, водохранилище, дороги, частные владения с фамилиями проживавших. Масштабы впечатляют.
Презентацию с рассказом о людях, которые были осуждены, представила Татьяна Алтухова. Название презентации символичное "Без вины виноватые…".
Мероприятие завершилось показом фильма агитбригады "Бей врага".
Но это еще не все, в следующем номере мы расскажем вам о некоторых людях, отбывавших наказание в Краслаге, по воспоминаниям односельчан, детей, на основе собранной школьниками информации.
Автор: Ирина Маяцких