Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Я чувствую, что я нужна …


В нашем районе проживает много интересных и замечательных людей. В суете будней мы не всегда замечаем индивидуальность тех, кто живёт рядом с нами. Наша газета множество раз рассказывала о судьбах разных и по-своему уникальных большемуртинцев. Кто-то преуспел в творчестве, кто-то является самым лучшим в своей профессии. Истории и рассказы некоторых можно часами слушать, не замечая течения времени. Есть люди, глядя на которых, просто хочется сказать себе: «Посмотри, какой добрый, позитивный и интересный человек. Что тебе мешает быть похожим на него?»

В преддверии самого весеннего праздника, а именно Международного женского дня, мы побывали в гостях у жительницы посёлка Большая Мурта Ирины Давыдовны Митрофановой (на снимке), которой как раз 8 марта исполняется 80 лет! Именинница надеется дожить до ста лет. На то есть все шансы: несмотря на свой возраст, она активная, весёлая и неунывающая, всегда нарядная, с причёской. «Со мной не соскучишься!» – заявляет юбилярша.

Честно говоря, переступая порог дома, я не ожидала, что наша беседа будет настолько лёгкой, непринуждённой и ко всему прочему, лично для меня оставит массу впечатлений и эмоций.

Судьба Ирины Давыдовны не всегда складывалась так хорошо, как это кажется на первый взгляд … Когда началась война, её – маленькую четырёхлетнюю девочку – вместе с семьёй сослали в холодную и незнакомую Сибирь.

- Мне было всего четыре года, – начала рассказ Ирина Давыдовна, – к счастью, помню только отрывки из пережитого нами ужаса, каким является Великая Отечественная война. Мама рассказывала, что нас везли в товарном вагоне, подобно скотине, в котором все сидели на холодном полу. Нельзя было ходить, так как нас могли высадить, всю дорогу мы, пятеро ребятишек, сидели тихо, прижавшись к маминой груди.

Так, из замечательной и беззаботной жизни в родном селе Саратовской области она попала в Большемуртинский район. Первые четыре года были невыносимыми. Как и многим, кому довелось жить в период военного и послевоенного времени, семье Миллер нечего было есть. Как и все, собирали саранки, гнилую картошку.

- Мы не видели войну, – сказала моя собеседница, – но мы знаем, что такое голод, мы знаем, как было тяжело добираться до школы, как нечего было надеть. Мы – дети войны, этим всё сказано! В 1946 году я всё-таки пошла в первый класс Казанской школы, на тот момент мне было уже девять лет. Честно говоря, жаловаться и сетовать я не люблю и не хочу, но было очень тяжело. Тяжело в том плане, что еженедельно приходилось носить несколько километров на спине рюкзак, в котором, помимо учебников и тетрадок, всегда было молоко, хлеб и многое другое, что могло пригодиться в школе-интернате. Помню, один раз в учебном году нам специально выделяли лошадь, чтобы мы могли привезти картошку, постельные принадлежности и керосин.

Плохо ли, хорошо ли, но школьные годы незаметно подошли к концу. Пришла пора вступать во взрослую жизнь. Всех комсомольцев, в том числе и совсем ещё юную Ирину, отправили в Манский район на уборку хлебов. Именно там она встретила человека, с которым прожила 57 лет, а ведь это почти половина жизни.

- Мы познакомились буквально на второй день после моего приезда, – вспоминает именинница. – Михаил Иванович жил рядом, и сразу меня заприметил. Потом уговаривал меня остаться, но я никак не соглашалась. Ещё бы! Вдруг мама моя будет ругаться?! Он был старше меня на 3,5 года, а я – девчонка восемнадцати лет. Так он что сделал? Пришёл свататься вместе со своей семьёй, члены которой, как оказалось в последствии, были очень хорошими, трудолюбивыми и отзывчивыми людьми. Мне так они понравились, что уезжать совсем не хотелось, и я осталась … Моя мама потом чуть с ума не сошла, когда я приехала домой с мужем. «Как так?» – удивлялась она, ведь я всегда была очень дисциплинированной девочкой, а тут замуж вышла без разрешения. Честно говоря, я думала, мама будет меня ругать, но она обняла, поцеловала и мы на следующий день отпраздновали это событие. Вскоре мы с мужем вернулись в его родное село, где снова сыграли свадьбу. Только уже по-деревенски – масштабную, с упряжкой лошадей, цветами и фатой. Получается, я два раза выходила замуж за одного и того же …

Они были счастливы, жили одной большой, дружной семьёй. Казалось бы, живи и радуйся, но отсутствие постоянного заработка заставило молодых переехать в село Маганск Берёзовского района, где им выдали маленькую комнатку – два на два метра. Так они прожили восемь лет. Родные края и отчий дом манили Ирину Давыдовну, и в скором времени они, вместе с двумя детьми, переехали снова в Большемуртинский район.

- Это был 1964 год, когда я вернулась в ставшие мне родными и сердцу любимые края. Обосновались в Большой Мурте. Сынишка пошёл учиться в школу, а доченьке было всего 2 года и 9 месяцев и, чтобы её никто не обидел, я пошла работать в детский сад. У меня не было специального дошкольного образования, но дети меня любили сильно. Я сама обожаю детей, не только своих. Да и работа мне нравилась, но нужно было ехать учиться, а домашние дела, хозяйство, детей я оставлять не хотела … В детском саду я проработала восемь лет. Меня пригласили на почту, где освободилась ставка рядового бухгалтера.

Ирина Давыдовна заочно закончила курсы бухгалтеров в Москве, после чего её сразу же перевели на должность главного бухгалтера. 26 лет она была верна своей профессии. За добросовестную и плодотворную работу Ирина Давыдовна не раз была отмечена благодарственными письмами и грамотами. В копилке наград юбилярши хранится медаль «К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина», она является ветераном труда федерального значения.
Если посмотреть в глаза Ирины Давыдовны, которые горят от счастья, искренности и доброты, присущей ей, можно сказать, что она человек, не знающий горя и страданий, но, к сожалению, это мнение будет ошибочным. За долгие годы жизни она проводила в мир иной близких, родных, друзей, знакомых, вот уже пять лет, как нет рядом супруга, который всегда для неё был надёжной опорой и поддержкой. Но самым страшным и невероятно жестоким для неё, как для матери, стала скоропостижная смерть сына. До сих пор её материнскому сердцу нет покоя. Слава Богу, есть кому отвлекать от грустных мыслей. Ирина Давыдовна очень «богатая» бабушка и прабабушка. Ведь у неё три внучки и внук, которые подарили ей трёх правнучек и трёх правнуков. «Седьмой в проекте!» – гордо отметила Ирина Давыдовна.

Восемьдесят прожитых лет вместили многое. О Ирине Давыдовне можно было бы написать не одну книгу, настолько интересен, наполнен событиями, в том числе и драматическими, её жизненный путь. Повторюсь, энергии и задору И. Д. Митрофановой можно только позавидовать. Возраст не мешает ей вести домашние дела самостоятельно, а летом её двор утопает в цветах, она всегда в движении. Может, именно это движение ей помогает по-прежнему оставаться бодрой и подвижной. А может и потому, что её окружают верные друзья, хорошие люди, а самое главное – её любят и оберегают близкие и родные. В доме этой позитивной женщины всегда много гостей, которые обожают вкусные ватрушки, хворост и многие другие кулинарные произведения хозяйки.

- Сейчас жить можно. Живи и радуйся. Как говорится, тепло, светло и мухи не кусают, – смеётся Ирина Давыдовна. – Я чувствую и знаю, что меня все любят, а значит, я нужна, и это главное!

Анна Колегова.
Фото Елена Чапало
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 9, 04.03.2017.


/Документы/Публикации/2010-е