












В апреле увидела свет новая книга известной в нашем крае исследовательницы Ирины Евгеньевны Иванченко "У памяти в плену".
Этот труд выпущен в Санкт-Петербурге пока небольшим тиражом - всего 100 экземпляров. Но сразу после презентации автору было предложено его переиздать.
Иванченко - историк, исследователь, родилась в Ленинграде, но так сложилась судьба, что живёт теперь в Нарве. Является автором нескольких книг об истории известных российских династий.
Красноярцам уже известна фамилия Зеленковых, связанная с семейством Бенуа - Лансере. Выходцы из него, Дмитрий Владимирович и Александр Владимирович, прибыли в Красноярский край не по собственной воле.
Дмитрий Владимирович Зеленков, художник Мариинского театра, был осуждён после освобождения из финского плена в 1945 году по статье 58-1 б Уголовного кодекса РСФСР и отбывал наказание на объекте N 503 ГУЛАГа (недостроенная железная дорога Салехард - Игарка), работал в составе "крепостного театра", созданного по личному указанию руководителя строительства В. А. Барабанова.
Александр Владимирович Зеленков - инженер по гидролизу - отбывал срок по политической статье с июля 1941 года в тюрьмах Минусинска, Красноярска, в лагерях Абакана и Канска. На поселении работал на Канском гидролизном заводе, в 1953 году по совместительству в горкомхозе занимался проектированием жилых домов и общественных зданий в Канске.
Об этом рассказал профессор СФУ А. В. Слабуха в публикации "Репрессированные архитекторы Приенисейской Сибири".
Братья поддерживали переписку. И не только друг с другом, но и с родной сестрой - Ниной. Сохранившиеся письма были переданы Екатериной Дмитриевной Якубович из семейного архива в красноярское общество "Мемориал", с ними можно ознакомиться на сайте этой организации.
К Александру Дмитриевичу Зеленкову на поселение приехала семья, она выживала благодаря тому, что её глава использовал свои художественные способности - рисовал ковры, их продажа помогала спасаться от голода. Писал брату, поддерживал его, понимая, насколько трагично положение Дмитрия, оставшегося без поддержки гражданской жены, балерины Мариинского театра О. Г. Иордан, потерявшего веру в перспективу творческой реализации даже после освобождения.
В одном из ответных писем Д. В. Зеленков пишет брату: "Дорогой Шура! Я получил письмо твоё, которое доставило много удовольствия. Рассматривая фотографии твоего семейства, испытывал я чувство, похожее на зависть. Как хорошо, что у тебя есть семья! ...Мои дела не плохи и не хороши. Держатся они на том гнусном уровне посредственности, который способен свести с ума нормального человека".
Несмотря на уговоры брата, Дмитрий не смог даже при поддержке многих заключённых, оберегавших его после двух попыток суицида в Игарке, обрести веру в то, что близка свобода, что возможна и радость жизни, и реализация творческих способностей. За 9 месяцев до освобождения, 3 июня 1951 года, Д. В. Зеленков повесился в Ермакове.
Здесь он и похоронен - в могиле Г-20. Но об этом стало известно только в 1998 году. На запрос Игарского музея в МВД Республики Коми (Воркута) не сразу пришёл положительный ответ. Разглашать информацию о бывших заключённых можно только родственникам. В виде большого исключения руководство архивного отдела МВД выдало информацию о захоронении, которая пока является единственной имеющейся.
Долгое время о судьбе этого художника мало что было известно. Более того, приходилось сталкиваться с противоречивыми данными. Например, в биобиблиографическом словаре "Художники народов СССР" (1983) сказано: "Художник театра, родился в 1909 году в Петербурге, умер в 1952 году в Ленинграде. В конце 20-30-х годов художник-исполнитель в театрах Ленинграда, работал под руководством А. В. Головина и В. В. Дмитриева".
Близких родственников становилось с каждым годом всё меньше, судьбы их тоже были непростыми. Пережить блокаду не смог отец, Владимир Александрович Зеленков,- умер в 1942 году, мама Дмитрия ушла из жизни ещё до войны...
Было принято считать, что Дмитрий Зеленков пропал без вести. На генеалогическом дереве Лансере - Бенуа в музее Бенуа в Петергофе не только дата смерти, но и даже дата рождения Зеленкова Дмитрия Владимировича указаны неверно. Исследования, которые провёл заведующий отделом Игарского музея А. И. Тощев в 90-е годы и в начале нового века, а также воспоминания О. Г. Иордан, Р. А. Штильмарка, публикации красноярского журналиста В. Ф. Пентюхова требовали не только осмысления, но и дополнения.
Это и сделала И. Е. Иванченко в своей книге. Центральная фигура в ней - Владимир Александрович Зеленков, выпускник Императорской Николаевской гимназии в Царском Селе. Неудивительно, что презентация этого труда тоже прошла в городе Пушкине, в здании на улице Набережной, где ранее располагалась гимназия. Сейчас здесь находится центр детского творчества, где занимаются, наряду с обучением детей, развитием музея, посвящённого истории гимназии и её выпускникам.
В. А. Зеленков - инженер-светотехник, изобретатель. Со стороны матери имел даровитых родственников: её братом был, например, поэт К. К. Случевский. А женился Владимир Александрович на Екатерине Евгеньевне Лансере, племяннице известного живописца Александра Николаевича Бенуа.
Шаг за шагом воссоздала Ирина Евгеньевна на основе материалов семейного архива историю семейного рода Зеленковых. В книге опубликованы не только редкие фотографии - впервые представлены рисунки Екатерины Евгеньевны Зеленковой, а также 18 ранее неизвестных работ её сестры - талантливой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, которые сохранили родственники.
В семейном наследии уцелели также рисунки Дмитрия Владимировича Зеленкова, выполненные в период с 1921 по 1938 год. На них запечатлены виды Петергофа, Царского Села, Петербурга, воссозданы иллюстрации к различным произведениям, эскизы декораций.
Вызывает особое уважение то, что родные смогли в условиях голода и холода в блокаду и трудное послевоенное время сберечь это наследие. Уцелели и многие семейные реликвии, знакомство с которыми стало наконец-то возможным.
...Книга "У памяти в плену" посвящена Екатерине Дмитриевне Якубович, главной хранительнице семейного архива Зеленковых. Это дочь Нины Владимировны Зеленковой, сестры Дмитрия. На её долю выпало голодное детство, в том числе и в блокадном Ленинграде, тяготы репрессий.
Она закончила физмат Ленинградского университета, стала кандидатом физико-математических наук, преподавателем вуза. Её муж Владимир Андреевич Якубович - известный учёный-математик - из старинного русского дворянского рода.
Вырастало поколение за поколением, но родовые традиции не только не утрачивались, а, напротив, крепли. У династии появился и свой ангел-хранитель в лице И. Е. Иванченко (на снимке). Благодаря её неутомимости и творческой одержимости восстановлен огромный пласт наследия, который нельзя назвать просто историей одной семьи.
Автор пишет: "Погружаясь в ушедший мир, мир "высоких дум и чувств", я всё больше и больше становилась пленницей судеб этих людей - многочисленного семейного клана, связанного родственными узами: Зеленковых - Случевских - Лансере - Лазаревых - Плетнер - Хованских - Якубович, с их невероятными, порой фантастическими скрещениями судеб". Как верно отметила Ирина Евгеньевна, "люди, родившиеся на переломе двух веков, в полной мере испытали на себе крах рухнувшей империи".
Предисловие к книге написано В. Леонидовым, кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником Дома русского зарубежья имени Солженицына. Здесь дана замечательная оценка труда Ирины Евгеньевны: "Есть люди, которые потребляют жизнь, а есть - которые её создают. Которых называют солью земли. Именно к таким принадлежит Ирина Евгеньевна Иванченко".
И далее историк рекомендует познакомиться с этой книгой: "Вы прикоснётесь к истории одной из лучших фамилий России. Вас обожгут судьбы наших соотечественников, сумевших сохранить честь и достоинство в страшных изломах ХХ века. Даже в блокадном Ленинграде и в бараках ГУЛАГа".
Глава 7-я книги посвящена Дмитрию Владимировичу Зеленкову, оформлявшему декорации в лагерном театре в Игарке и Ермакове в 1949-1951 годах. Труппа была сформирована из числа заключённых, которых привозили на спектакли и увозили после них под конвоем. Трагизм судьбы талантливого художника, который успел проявить себя накануне Второй мировой войны как "маг и волшебник Мариинского театра", усиливает тот факт, что его работы в театрах не сохранились.
В гулаговском театре по понятным причинам это было невозможно. Но в Ленинграде? Ирина Евгеньевна продолжает поиск в архивах.
Большой находкой можно считать фотографию "Дмитрий Владимирович Зеленков в мастерской за работой. 30-е годы ХХ века. Ленинград". Она обнаружена в семейном архиве и является единственным снимком, запечатлевшим рабочий процесс.
Памяти художника были посвящены уже две выставки. Первая проведена в 2014 году в Игарском музее.
"Как нужна мне сейчас свобода!" - в названии выставки использовались слова самого художника, мечтавшего в заточении вернуться к полноценной реализации своего таланта. Впервые здесь экспонировались рисунки Д. В. Зеленкова, поступившие в фонды Игарского музея из семейного архива. Они стали главными предметами, которые ярко демонстрировали силу дарования Дмитрия Владимировича.
Но внимание посетителей привлекли также макет постановки "Двенадцать месяцев" (автор - художник Т. С. Черкасова), воссозданный по описаниям Штильмарка, программки спектаклей, фотографии актёров и режиссёров, переданные в дар Л. И. Юхиным, Л. В. Шерешевским, В. А. Савнор, Ю. А. Аскаровым, афиши театральных постановок тех лет, восстановленные по рассказам очевидцев, бывавших в Игарском городском театре.
В январе 2015 года в здании Императорской Николаевской гимназии в Царском Селе провели ещё одну выставку с использованием материалов архива семьи Зеленковых. Впервые были представлены рисунки не только Дмитрия Владимировича. Одарённой оказалась и мама Дмитрия - Екатерина Евгеньевна Зеленкова, рисунки которой использованы в экспозиции наряду с неизвестными работами её сестры Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, находившимися в архиве Екатерины Дмитриевны Якубович.
В той презентации участвовал Александр Альбертович Сновский, посвятивший много страниц своих воспоминаний пребыванию в одном лагере в Игарке и Ермакове с Дмитрием Зеленковым.
Сохранение памяти о Д. В. Зеленкове побуждает писать книги, создавать иллюстрации к ним, проводить выставки. И много раз уже поднимался вопрос об установке памятной доски этому мученику. Тем более на территории Игарского музея с 90-х годов прошлого столетия началось размещение досок в память о репрессированных.
Так уж случилось, что некогда имевший мировую известность "форпост социализма" на Крайнем Севере - город Игарка - потерял все здания, которые связывали нас с историей его необычной деревянной застройки (прежде всего городской театр), функционирования морского порта и ГУЛАГа. Определить места для размещения досок в память о репрессированных в современном городе сейчас очень сложно, все старые объекты снесены.
Как быть с увековечением памяти Д. В. Зеленкова? Ермаково, где он был похоронен, заброшено, попытки найти могилу не дали результатов. В самой Игарке, повторю, не сохранился ни театр, ни зона для заключённых. С именем Дмитрия Владимировича связана теперь только экспозиция по истории строительства объекта N 503, которая находится в краеведческом комплексе в старой части города.
Вполне уместно расположить памятную доску рядом с этим зданием. На мой взгляд, для сдержанной среды старой части города, пустынный облик которой напоминает о трагизме его судьбы, а также судеб десятков тысяч сосланных сюда людей, необходимо монументальное сооружение.
Разумеется, для этого необходимы немалые средства. Но рано или поздно они найдутся. Ведь с каждым годом мы становимся всё мудрее, делаем всё новые и новые шаги в восстановлении памяти, спасаем от забвения прекрасные имена.
Замечу, что родственники и люди, обеспокоенные сохранением памяти о Д. В. Зеленкове, уже сейчас занимаются сбором средств на памятную доску.
Мария МИШЕЧКИНА, бывший директор Игарского краеведческого комплекса "Музей вечной мерзлоты" (1993-2013 годы)
Красноярский рабочий 24.0.2017