Сегодня, 6 июля, в 17 часов, в сквере у музея Норильска — торжественное открытие памятника геологу Николаю Урванцеву.
Этого события город ждал как минимум пять лет (именно столько прошло с появления инициативы и начала сбора средств на памятник), а вообще–то — еще больше. Норильску как любому порядочному городу, который знает, когда и как он появился в этой точке Земли, давно пора было увековечить память о самом известном первооткрывателе Норильска — Николае Урванцеве.
Деньги на памятник норильчане собирали всем миром. Благотворительный фонд «Территория добра», ставший «народной копилкой», собрал свыше 2,2 миллиона рублей, еще 3 миллиона рублей добавил «Норникель». Затраты на благоустройство территории и обустройство постамента взяла на себя администрация города. Так что это был в полном смысле слова коллективный проект.
Памятник, заказанный в творческой мастерской известного скульптора Александра Рукавишникова, отлили в подмосковном Солнечногорске из 650 килограммов бронзы. Он невелик, высота фигуры без постамента — 2,5 метра, и в целом Урванцев в этом исполнении не кажется забронзовевшей в веках фигурой, он действительно близкий, народный. Убедиться в этом лично может любой горожанин уже сегодня.
Ко дню открытия памятника «Заполярка» решила вспомнить, как все начиналось.
Николай Урванцев — личность известная как в Норильске, так и далеко за его пределами. Для нашего города он — первооткрыватель Норильского месторождения, руководитель первых геологических экспедиций, когда были найдены уголь и медно–никелевые руды, освоено бурение в условиях полярной зимовки, нанесена на карту система Норильских гор, составлена карта Норильского района (Урванцев дал названия большинству норильских гор, рек, ручьев). В это же время были построены первые дома поселка. Однако Урванцев заслужил признание и в общегеографическом масштабе, заполняя последние пробелы на карте Земли: он изучил и картографировал побережье Ледовитого океана, бассейн реки Таймыры и озера Таймыр, рек Пясины и Хантайки, составил первую карту Северной Земли, над островами которой был поднят советский флаг. В 1935 году за огромную научно–исследовательскую работу Урванцеву была присуждена степень доктора геологических наук без защиты диссертации.
Николай Урванцев
Урванцев был действительно непростой личностью. Неутомимый, целеустремленный, фанатично преданный своему делу, вспыльчивый. И жить ему выпало в самую что ни на есть эпоху перемен. Потому–то, несмотря на огромные заслуги, и судьба его в целом складывалась нелегко. Из–за того что первые норильские экспедиции финансировались колчаковским правительством, а значит, изучать Таймыр Урванцева отправил Колчак, а не Ленин, Николая Николаевича дважды репрессировали. Он был сослан в созданный при его участии Норильск как заключенный и вел геологические исследования под конвоем. Имя его в эти и последующие годы, естественно, замалчивалось.
Участники норильской экспедиции 1923 года
Был еще и спор о первооткрывательстве норильских руд: кто же все–таки открыл Норильск — Сотников, Воронцов, Урванцев? Немало было сломано копий по этому поводу, но у геологов есть простой ответ: у месторождений не бывает одного автора — кто–то обозначил признаки месторождения, кто–то определил объемы, кто–то оконтурил. Вот и у «Норильска–1» несколько первооткрывателей: Киприян и Александр Сотниковы, Николай Урванцев и Александр Воронцов.
Спорили и об ударении в фамилии — УрвАнцев или Урванцев. И даже дата рождения из–за нюансов перехода со старого на новый стиль разнится: сам Николай Николаевич отмечал именины 30 января, а в Большой советской энциклопедии записано 29–е.
История создания памятника тянется давно. Вообще–то первый приказ о создании в Норильске памятной доски Урванцеву вышел еще в 1985 году, сразу после его смерти. Тогда улицу Набережную переименовали в Набережную Урванцева, а вот памятная табличка почему–то так и не появилась. Тогда же в Старом городе был открыт мемориальный комплекс, частью которого стал восстановленный Первый домик Норильска, построенный экспедицией Урванцева еще в 1921 году. Там же в нише стены мемориала были захоронены урны с прахом четы Урванцевых, умерших в один год. Но простоял мемориальный комплекс недолго, из–за отдаленности и недогляда он пришел в упадок, и в 1992 году Первый домик перевезли на Ленинский проспект к новому зданию музея. Тогда же возникла мысль о памятнике Урванцевым, ведь нужно было перезахоронить и урны с их прахом. Так появился крест на городском кладбище, но монумента так и не случилось.
***
Лариса и Станислав Стрючковы, инициаторы установки памятника
Станислав Стрючков, председатель общественной организации «Клуб исследователей Таймыра», один из инициаторов установки памятника Урванцеву:
— Мысль об установке памятника не нова. Но в наших головах она оформилась в насущную необходимость после поездки в Тюмень. Там мы увидели памятник первооснователю этого города — стоит геолог в свитере, опираясь на валун. «КИТа» тогда еще не было, поэтому инициатива наша выдвигалась от Союза журналистов Красноярского края. В апреле 2012 года с предложением об установке памятника мы вышли на градостроительный совет. Идею нашу одобрили, дело оставалось «за малым» — найти на памятник деньги.
Мы были тогда очень наивными людьми, думали, что наша задача — только идеи выдвигать и обосновывать, а дальше какие–то умные люди все сделают. В итоге пришлось самим заниматься всем: и сбором денег, и организацией конкурса эскизов, и опросом норильчан «А нужен ли вообще памятник Урванцеву?» Горожане сказали — нужен, и нам пришлось учиться ставить памятники. Но на помощь пришли конкретные люди. Для сбора средств на народный памятник понадобился фонд, с этим помогли Виктор Коновалов и «Территрия добра», так появились урны для сбора денег, был открыт счет. Люди стали сдавать деньги, кто–то даже передал свою премию — 15 тысяч рублей, путешественник из Казани Дмитрий Мурзин, обошедший весь Таймыр, прислал 20 тысяч. Еще вспоминается пенсионер из города Лукоянова (это родина Урванцева, где полмузея посвящено Николаю Николаевичу), который отдал на памятник 100 рублей, и для него это были серьезные деньги. А председатель красноярского краевого отделения Союза художников России Сергей Ануфриев помог нам с организацией конкурса эскизов.
Потом курировать эту тему назначили депутата Леонида Соломаху, который собирал средства на концертах «Планерка», устраивал голосования, искал крупных жертвователей. Затем снова проявилась важная роль личности — к нам подключилась начальник управления благотворительных программ ЗФ «Норникеля» Светлана Рубашкина, так к собранным деньгам добавились три миллиона рублей от компании.
***
В декабре 2016 года на очередном градостроительном совете было решено, что раз собрана столь существенная сумма — свыше пяти миллионов, то можно обратиться к известному скульптору Александру Рукавишникову, автору московских памятников Федору Достоевскому, Владимиру Высоцкому, Александру II, Юрию Никулину, Мстиславу Ростроповичу.
Итак, результат достигнут, памятник стоит. Каждый из нас приложил к этому частичку свих сил, а значит, каждый сопричастен и может сегодня вечером прийти в музейный сквер и порадоваться нашей коллективной победе.
Светлана ГУНИНА
Фото Владимира МАКУШКИНА
Заполярная правда 06.07.17