Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Кто открыл Игарку?


Я задалась вопросом: когда и кем была впервые изучена Игарская протока, на берегу которой в 1929 году был построен морской порт по отгрузке леса на экспорт? Найти точный ответ оказалось не так-то просто.

Главный летописец Карских товарообменных экспедиций М. И. Белов в своём труде "Советское арктическое мореплавание 1917-1932 гг." уверяет, что это произошло в августе-сентябре 1928 года. Именно тогда, по мнению автора, промерно-изыскательская партия во главе с Л. И. Смирновым обнаружила Игарскую протоку, подходящую для строительства нового порта.

На самом деле протока впервые была детально изучена раньше - в 1927-м. Эту работу сделал экипаж парохода "Тобол" во главе с капитаном Петром Филипповичем Очеретько.

Красноярские речники были озабочены поиском удобной гавани для проведения экспортных операций не меньше, чем руководители Карских экспедиций. Они тоже прекрасно понимали, что Усть-Порт, использовавшийся для этой цели с 1924 года,- место не слишком благоприятное.

И без того короткий навигационный период сокращался там из-за сильных ветров. Корабли, пережидая непогоду, часто простаивали. Необходим был новый порт в более тихом месте.

Экипаж парохода "Тобол" не только помогал изучать гидрологические режимы, но и искал способы улучшения судоходства на Енисее. Петр Филиппович Очеретько служил в Енисейском пароходстве с 1908 года, он не просто отлично знал своё дело - был им увлечён.

Н. Н. Балакин в своей книге "О чём рассказывают старые пароходы" приводит воспоминания И. Г. Лобастова. Тот поведал историю, как пароход "Тобол", где он служил боцманом, пытался причалить к посёлку Игарка, чтобы закупить рыбу. Тогда поднялся шторм, и пришлось уйти в тихую протоку.

Эта протока заинтересовала капитана. Первые промеры глубин лотом сразу показали, что до дна здесь очень далеко. Петр Филиппович занёс данные в свою толстую тетрадку, в дальнейшем они помогли в разработке лоцманской карты.

"Признаться откровенно, не любили мы эту тетрадь,- вспоминал Иван Гурьянович Лобастов,- так и знай, придётся всю вахту не выпускать из рук намётку или лот".

О результатах первых исследований капитан составил докладную записку в Сибводпуть. Ему уже тогда было понятно, что место для нового морского порта на великой реке найдено!

В 1928 году 15 июня вышло постановление Совета Труда и Обороны об учреждении акционерного общества "Комсеверопуть", и только после этого, в августе 1928-го, в Игарку была направлена экспедиция под руководством Л. И. Смирнова.

Докладная записка П. Ф. Очеретько была составлена настолько грамотно и обстоятельно, что порт фактически начал работать ещё до возвращения экспедиции. В Игарской протоке лес погрузили на иностранные суда "Гунгер", "Грантхейм" и "Сан-Жозеф" - и это были первые экспортные рейсы отсюда.

Узнала я об этом из публикации газеты "Красноярский рабочий" за 1929 год, когда в краевой научной библиотеке изучала подшивку издания. Здесь 15 июня была напечатана статья "Кто нашёл Игарку?" за подписью машиниста парохода "Тобол" К. Данилюка.

Он убедительно доказывал, что Игарская протока как удобное место для обустройства морского порта была открыта командой парохода "Тобол" в сентябре 1927 года. Материал сопровождало важное дополнение:

"Правильность всего сказанного в этой статье полностью подтвердило собрание команды парохода "Тобол" от 11 июня с. г., на котором присутствовало 27 человек".

Красноярские речники в 1999 году пытались увековечить память об этом событии. В Игарском речном порту была установлена памятная доска. На открытии присутствовал и Виктор Петрович Астафьев, по сути приехавший попрощаться с родным городом.

Доска в спешке была изготовлена с ошибкой, её увезли, чтобы исправить оплошность, но вскоре заброшенное здание порта сгорело. Теперь на его месте установлена только доска в память о приезде в Игарку О. Ю. Шмидта в 1935 году.

Она появилась здесь ещё раньше, в 1968-м, по инициативе Почётного гражданина города Л. А. Барановского. Когда порт закрылся, была снята и хранилась в музее вечной мерзлоты.

Судьба Петра Филипповича Очеретько сложилась трагично. В 1937 году 21 октября он был осуждён по статьям 58-7 и 58-10 УК РСФСР. По данным Красноярского общества "Мемориал", его приговорили к 20 годам исправительно-трудовых работ. Погиб он в 1939-м, в лагере. Реабилитирован 19 декабря 1959 года.

Справедливости ради стоит упомянуть, что об Игарской протоке знали давно. Историк и журналист А. И. Тощев в своей книге "Игарка древняя, Игарка загадочная" писал:

"Зафиксирована и положена на карту она была ещё в 1737-1740 гг. отрядом лейтенанта Д. Л. Овцына, во времена Великой Северной экспедиции, а на более современные карты - экспедицией гидрографа А. И. Вилькицкого в 1898-1901 гг., но пригодились качества протоки лишь в конце 20-х годов ХХ века".

Это удалось сделать настоящим разведчикам Енисея - экипажу парохода "Тобол" под руководством П. Ф. Очеретько. Очень хотелось бы, чтобы на берегу протоки появился памятный знак, посвящённый этому событию. Ведь именно здесь более полувека работал известный во всём мире порт.

Мария МИШЕЧКИНА, Почётный гражданин города Игарки, бывший директор Игарского музея вечной мерзлоты.

На фото: Петр Филиппович Очеретько; Легендарный пароход "Тобол".

Фото из архива автора. Кострома.

Красноярский рабочий 06.10.17


/Документы/Публикации/2010-е