Советский режим принес с собой долгие десятилетия безбожия и богоборчества.
В этот период по всей России разрушались храмы, физически уничтожались священнослужители, и поколения советских людей воспитывались в духе воинствующего атеизма (безбожничества). В постсоветское время началось возрождение православной веры в нашей стране, началось строительство новых церквей, восстановление монастырей.
Хотя многое утрачено, но люди старшего поколения и молодые в поисках духовной опоры в жизни снова стали принимать святое крещение, ходить на службы в храмы, жить по православным традициям.
Вот и у нас в Саянском районе уже около десяти лет действует вновь построенный в с. Агинском храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Сравнительно недавно у кладбища в райцентре была возведена часовня во имя Алексия человека Божьего.
Но история православной веры в Саянском районе начинается намного раньше. Эту историю и постаралась возродить в своих исследованиях совместно с учениками Межовской школы жительница с. Межово Саянского района Татьяна Субботина. А началось все с новости о том, что священник Михаил Вологодский, служивший в Агинской церкви в начале ХХ века, в 2000 году Русской православной церковью причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских ХХ века. Однако факт этот в районе оказался неизвестен.
Для исследования были использованы доступные источники. В ходе работы в Саянском районном архиве были просмотрены метрические книги Агинской церкви за 1916-1920 годы, историко-публицистическая монография Геннадия Малашина "Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг.", Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края, а также статьи по интересующей теме, размещенные в сети Интернет.
Прежде всего необходимо было убедиться в достоверности информации о канонизации Михаила Вологодского. На официальном сайте Московского Патриархата Русской православной церкви, в разделе "Архиерейский Собор 2000 года" размещен документ "Деяние Юбилейного Архиерейского Собора", в котором приняли участие 144 архипастыря, заседавшие с 13 по 16 августа 2000 года в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя в г. Москве, о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века". В нем сказано о включении в Собор новомучеников и исповедников российских имя пострадавшего за веру Михаила Вологодского (умершего в 1920 г.), свидетельство о котором поступило от Красноярской епархии.
Документ подписан Алексием II, Божией милостию смиренным Патриархом Московским и всея Руси, а также членами освященного архиерейского собора.
Полученные сведения о канонизации Михаила Вологодского нашли свое подтверждение.
Однако сведений о самом Михаиле Вологодском оказалось немного. Его имя упоминается на сайте Соловецкого мужского монастыря РПЦ:
"Вологодский Михаил Георгиевич, священник, священномученик.
Дата рождения: 01.10.1888. Место рождения: Енисейская губерния, Енисейский округ, с. Червянское. Дата смерти: 14.10.1920. Место смерти: Енисейская губерния, Канский уезд, с. Агинское, близ села.
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской православной церкви 30.08.2000 г. Память совершается 1/14 октября, Новомучеников и исповедников Церкви Русской (Неделя 25 января/7 февраля или ближайшая после этого дня).
Родственники:
отец – Вологодский Георгий Матвеевич, священник;
мать – Вологодская Мария Евгеньевна (06.08.1855 – не ранее 1914);
дядя – Димитрий (Вологодский), архиепископ Минусинский и Усинский;
дядя – Вологодский Иван Матвеевич, священник;
брат – Вологодский Николай Георгиевич, псаломщик;
брат - Вологодский Семен Георгиевич (род.02.02.1890), в 1914 обучался в Томском
университете;
дочь – Давыдова Елена Михайловна.
Образование:1900-1905 Красноярское духовное училище.
1905-1911 Красноярская духовная семинария, окончил по второму разряду.
Рукоположение: Около 18.08.1911 рукоположен во священника.
Места служения/должности:
ок.18.08.1911 -11.03.1916 Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ.,
Канский уезд, с. Вершино-Рыбинское, Гавриило-Архангельская церковь, священник
(определен на место 18.08.1911). Заведующий и законоучитель Рыбинской
одноклассной церковно-приходской школы. До 23.02.1916 – благочинный церквей 3-го
благочиния Канского уезда.
11.03.1916-14.10.1920 Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ.,
Канский уезд, с. Агинское, Никольская церковь, священник.
Награды: 06.12.1914 право ношения набедренника, награжден епископом Енисейским и Красноярским Никоном (Безсоновым).
Преследования: 14.10.1920 расстрелян
Другие сведения: В день Покрова Божией Матери после службы при выходе из церкви был схвачен, увезен за село Агинское, подвергнут страшным истязаниям и расстрелян".
Эта информация оказалась самой полной. Все другие попытки найти в сети Интернет более подробные сведения о Михаиле Вологодском результатов не дали.
В книге Геннадия Малашина "Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ:1861-2011 г." есть абзац, посвященный священнику Михаилу Вологодскому, где также подтверждается информация, опубликованная на сайте Соловецкого мужского монастыря. Автор пишет, что "не только 1919 год был ознаменован преследованиями священников Енисейской епархии. Расправы продолжались и после возвращения советской власти в губернии. В день Покрова Божией Матери 14 октября 1920 г. священник Николаевской церкви села Агинского Михаил Георгиевич Вологодский после службы при выходе из церкви был схвачен, увезен за село, где был подвергнут страшным истязаниям и расстрелян".
В метрических записях Агинского Николаевского прихода о рождении, браке и смерти за 1916-1920 годы, сохранившихся в Саянском районном архиве указано, что с мая 1916, весь 1917 и 1918 годы священником прихода значится Михаил Вологодский. В церковных записях 1919 года значится уже другой священник – протоиерей Анемподист Тарасов, а с 1920 года ведутся уже не церковные записи о крещении родившихся, а светские – о рождении. На основе этих записей можно сделать выводы, что действительно, в 1916 году Михаил Вологодский стал священником Агинской церкви. Но дальше возникают вопросы: почему в церковных записях за 1919 год его фамилии уже нет, если по данным Красноярской епархии год его смерти – 1920? Может, ошибка в дате смерти произошла со слов дочери – Елены Михайловны Давыдовой? Или есть другая причина?
К сожалению, больше никаких биографических сведений о Михаиле Вологодском найти исследователям не удалось. Но и на основании собранных сведений можно составить небольшое жизнеописание священномученика Михаила Вологодского.
В 1916 году отец Михаил Вологодский прибыл в с. Агинское священником. Что же представлял из себя Агинский Николаевский приход?
Согласно сведениям, указанным в первом выпуске сборника Енисейского историко-археологического общества "Краткое описание приходов Енисейской епархии" за 1916 год дано описание прихода. Как оказалось, открыт он был в 1839 году, будучи выделенным из прихода Рыбинский Петро-Павловской церкви. Церковь одна, каменная, построена в 1844 году, с одним престолом во имя святителя и чудотворца Николая. Церковная летопись ведется с 1862 года. Есть церковная библиотека. В девятую пятницу по Пасхе в Агинском ежегодно совершается крестный ход с чтимой иконой св. великомученицы Параскевы, которую прихожане соорудили в 1886 году в память избавления рогатого скота от чумы. В приходе четыре молитвенных дома в деревнях: Усть-Анжа, Нагорной, Ульяновке и Вятской. В этом же выпуске сказано, что "в приходе имеются церковно-школьное попечительство и приходское попечительство о семьях лиц, находящихся на войне. Штатный причт состоит из священника, диакона и псаломщика, с жалованием: 300 руб. священнику, 150 диакону и 100 руб. псаломщику. Руги положено священнику 240 пудов, диакону 144 пуда и псаломщику 84 пуда в год. Круженичных доходов за требоисправление получается до 1800 рублей в год. Причтовые дома имеются, но требуют ремонта. Земли церковной: усадебной 2 десятины и 53 сенокосной. Церковного капитала хранится в Красноярском отделении государственного банка 3244 руб.62 коп. Население в приходе: православных 3250 мужского пола и 3060 женского пола, католиков 109 обоего пола и евреев 53. Население состоит из сибиряков и переселенцев из губерний Орловской, Виленской, Минской, Могилевской, Киевской, Полтавской, Тульской, Воронежской и Гродненской. Население занимается хлебопашеством, добычей кедрового ореха, пчеловодством, звероловством и рыболовством".
Уже в конце работы над этой темой в руки исследователей попала ксерокопия статьи "Время неумолимо", опубликованной в районной общественно-политической газете "Присаянье" 24 апреля 1999 года. В ней со слов уроженки с. Большой Ильбин (во время написания статьи – жительницы с. Агинского) Марии Николаевны Соловьёвой рассказывается о здании церкви с. Агинском, в котором в 1930-х годах размещался клуб:
"…В те годы в клубе проводились только собрания и сельские сходы. Гуляньям и концертам здесь было не место… В память о тех годах в семейном альбоме до сих пор хранится эта фотография 1939 года. На выцветшем за более чем полувековой срок снимке запечатлено здание клуба в с. Агинском. Находилось оно чуть правее нынешнего районного Дома культуры.
К сожалению, до наших дней это архитектурное строение не сохранилось. Но лиственница, которую вы видите на переднем плане фото, до сих пор растет перед окнами фасада Межпоселенческого дома культуры…".
Увлекшись темой, исследователи решили воспользоваться имеющейся информацией и поискать сведения о родственниках священномученика Михаила Вологодского. Но это уже совсем другая история.
У нас же в Саянском районе теперь определенно есть свой святой новомученик Михаил Вологодский, день памяти которого приходится на 14 октября в установленный день его смерти.
Возможно, у кого-то сохранились сведения о нем, воспоминания родственников о его внешности, старые фотографии, на которых был бы изображен и священнослужитель Михаил. Исследователи были бы благодарны за любые сведения, которые помогли восстановить внешний вид Михаила Вологодского, поскольку может возникнуть необходимость в написании иконы для храма.