Сегодня, 1 ноября, Красноярск присоединился к проекту «Последний адрес». Этот проект предназначен для того, чтобы увековечить память россиян, ставших жертвами политических репрессий и государственного произвола.
На фасадах домов, где проживали репрессированные, устанавливают мемориальные таблички с краткой информацией о них. Сегодня появились две такие — на Марковского, 70 и на Перенсона, 32.
Рассказываем истории людей, которые проживали по этим адресам и были несправедливо осуждены и убиты.
Иван Наталушко с супругой
Иван Алексеевич родился 1908 году в селе Каратуз в семье зажиточного крестьянина, который добровольно служил атаманом в армии Колчака. Сам Иван Наталушко работал кладовщиком в прачечном комбинате Красноярска. В 1938 году его арестовали, через три недели — осудили, приговорив к высшей мере наказания. Наталушко обвинили в «участии в диверсионно-повстанческой контрреволюционной организации, существовавшей в г. Красноярске, организацию поджогов материальных складов в совхозе "Первенец пятилетки"». Еще через 1,5 месяца Наталушко был расстрелян — на момент смерти ему было всего 30 лет.
Дочь Ивана Тамара родилась уже после гибели отца, сейчас она по-прежнему живет в Красноярске. Иван Наталушко был полностью реабилитирован в 1956 году.
Последний адрес Наталушко
Александр Телегин родился в Новгородской губернии, в Красноярске он оказался 1903 году — сюда его распределили после учебы. Он попал в Томский водный округ Министерства путей сообщения и был командиром-машинистом парохода «Стрела» Енисейского участка технадзора в Красноярске. Проработав несколько лет, Телегин обзавелся семьей и вместе с женой и четырьмя детьми жил в доме на территории Затона.
Александр Телегин
В 1918 году Телегин стал совладельцем и председателем правления Красноярского механического завода, который выполнял заказы для армии адмирала Колчака. Спустя два года армию разбили, в Красноярске установили советскую власть и Александра Телегина арестовали по доносу.
«Его обвинили в службе в казачьих частях белой армии, но благодаря хлопотам жены Натальи Леонидовны, собравшей подписи речников в его защиту, он был освобожден, а дело было прекращено. Более того, его назначили директором судоподъемной партии на Енисее», — рассказывают авторы проекта «Последний адрес».
И все было спокойно вплоть до 1936 года. В течение этих 16 лет под руководством Телегина подняли пароход «Красноярец», он стал первым директором здания красноярской судофверфи, в Германии закупал моторы для нее, в 1933-м был назначен начальном судостроительного завода «Красмашстрой». В 1936 году за внедрение стахановских методов работы в судостроении был награжден грамотой и нагрудным знаком по приказу наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. Все это время увлекался альпинизмом и покорял Красноярские Столбы. Но в один момент жизнь круто изменилась.
1 ноября 1936 года Александра Телегина арестовали по обвинению в том, что он якобы проводил контрреволюционную работу на «Красмашстрое». При обыске у него изъяли 700 различных чертежей, 85 фотокарточек и 2 охотничьих ножа. Спустя год помощник военного прокурора объявил, что вина Телеигна полностью доказана.
«Он являлся активным участником контрреволюционной троцкистской шпионско-диверсионной террористической организации, созданной на «Красмашвагонстрое» агентами германской и японской разведок в 1935 году», — говорилось в материалах дела.
До 29 октября 1937 года Телегина держали в следственном изоляторе. А потом на судебном заседании, которое продлилось каких-то 20 минут, его приговорили к расстрелу. В тот же день приговор привели в исполнение. Александру Телегину было 54 года.
В 1956 году он был реабилитирован. Тогда же стало известно, что 13 августа 1939 года семья получила ложное свидетельство о смерти отца, где вместо причины смерти стоял прочерк.
Последний адрес Телегина
Так выглядит памятная табличка