Я не случайно вспомнил название популярной в конце 80-х во всём мире фантастической кинотрилогии режиссёра Роберта Земекиса. Именно такими разнонаправленными посылами оказался насыщен конец 2017 года.
Вот вроде пора уже думать о ёлке и будущем 2018 годе, но после "праздничного" - к 100-летию ФСБ - интервью главы этого ведомства Александра Бортникова мысли в голове почему-то поворачиваются не вперёд, а назад, к истории ГУЛАГа и лесоповалам...
Вот вроде бы все уже смирились с тем, что 18 марта 2018 года будет в России днём голосования за Путина - "если не он, то кто?". Дуализм был лишь в оценках - это "назад" или "в будущее"?
Но тут коммунисты неожиданно вспомнили знаменитое ленинское "Есть такая партия!" столетней давности (назад?) и показали - "кто, если не он" (в будущее?). Причём этот "кто" - директор подмосковного совхоза имени Ленина Павел Грудинин - вовсе не креатура собственно коммунистов, а единый несистемный кандидат левых сил. Этакий "русский Дональд Трамп".
Правда, как известно, Россия - не Америка, да и их ФБР - не наша 100-летняя ФСБ.
Что же из прошлого взять в будущее? Революционный порыв народа к новой лучшей жизни или откат в "красное" крепостничество и опричнину советской эпохи? Нынешняя власть в этом вопросе давно определилась. Первое квалифицируется в Уголовном кодексе как "преступления против основ конституционного строя и безопасности государства". Второе получает неявное или открытое оправдание, а порой и одобрение. Причём чем дальше, тем больше.
Весной 2016 года депутат Госдумы от Красноярского края и ЛДПР, дзюдоист Дмитрий Носов назвал Иосифа Сталина большим государственником, который много сделал для России, и усомнился в масштабах сталинских репрессий и - в смертности в системе ГУЛАГ.
Тогда это казалось экстравагантной выходкой не слишком сведущего спортсмена-политика. Тем более странно это было услышать из уст депутата от Красноярского края (правда, с московской пропиской), в столице которого стоит единственный такой в России храм-памятник жертв политических репрессий, депутата от края, едва ли не каждой территории которого так или иначе коснулся "большой террор"...
Позднее, в том числе из-за предательства, когда Носов накануне выборов в Госдуму участвовал в праймериз "Единой России", его исключили из ЛДПР. Затем сталиниста-дзюдоиста "пригрели" коммунисты, выставив его своим кандидатом по Дивногорскому округу, но безуспешно... Однако я - о другом.
Многое из того, что в 2016 году выглядело эпатажем публичного политика, в конце 2017-го вошло во вполне обдуманное интервью главы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Впрочем, Александру Бортникову уже ответили и российские академики, и деятели культуры.
Для будущего, на мой взгляд, гораздо опаснее не интервью главы ФСБ, а комментарии к нему в соцсетях некоторых рядовых россиян, в том числе территориально близких - с красноярской пропиской:
"...Никто не оспорил того факта, что Сталин отстаивал интересы России (СССР) так, как он их понимал. И Бортников понял политические мотивы Сталина, выразив своё мнение. И я выразил тут то, что понял".
"Так и расскажите всем 700 тысячам расстрелянных".
"Среди моей родни ни преступников, ни пострадавших от репрессий не было".
Вот такое мнение: верховная власть может творить что угодно с теми, кто понимает интересы России отлично от неё, тем более что из моих родных никто не пострадал.
Ещё одно не менее "интересное" высказывание от уже не совсем рядового красноярца, работающего консультантом действующей власти:
"В другие времена не хватало лиц, пострадавших не по своей воле за интересы Родины, как их понимало руководство? Тем более что многие, очень многие из этих 700 тысяч (это только официально признанное властью количество приговорённых к высшей мере в период 1921-1953 годов.- Прим. авт.) пострадали вполне по своей воле, решившись на нарушение действовавшего законодательства".
В Германии с 1933 по 1945 год тоже хватало "лиц, пострадавших не по своей воле за интересы родины, как их понимало руководство",- не выдержал и возразил было я заочному оппоненту его же цитатами. И очень многие из 2,5 миллиона узников концлагерей "пострадали вполне по своей воле, решившись на нарушение действовавшего (в Германии и на оккупированных территориях) законодательства".
Но в ходе дальнейшей полемики получил "шедевральный" ответ:
"И в Германии. И в Японии. И в Италии. И в Испании. И в США. И в Бразилии. И в Африке. Далее - везде. Жизнь так устроена, увы. Убивать людей в принципе плохо, согласен, но убийство и казнь таки разные вещи, как ни хотелось бы правозащитникам смотреть на эти понятия иначе. А во-вторых, жизнь - она штука такая: иногда и убийство является более приемлемым вариантом".
Честно говоря, после таких заявлений людей, приближённых пусть и к не очень большой власти, грустно за прошлое и страшно за будущее.
Но все мы такие разные - граждане одной загадочной страны с именем Россия, в которой, как и везде на планете Земля, скоро наступит новый, 2018 год. Пора ставить ёлку и на ближайшие 10 дней погружаться в праздничное или хотя бы просто аполитичное настроение.
Короче - назад, в новогоднюю сказку! А будущее? Оно будет после 9 января...
Андрей КУЗНЕЦОВ.
Красноярский рабочий 29.12.2017