Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В Красноярском крае открыли памятник эстонцам


 
© Фото: Tuva Online

В рамках Дней культуры Эстонии в далеком от берегов Балтийского моря сибирском селе установлен монумент депортированным в Сибирь жителям Эстонии.

ТАЛЛИНН, 15 мая — Sputnik. Во вторник, 15 мая, на кладбище села Верхнеусинское Ермаковского района Красноярского края был открыт памятник эстоноземельцам, оказавшимся в Сибири не по своей воле, а в результате сложной перипетии политических перемен, наступивших в Эстонии после 1940 года.

Памятник по проекту архитектора Куно Рауде, по сообщению информационного портала Таллиннской мэрии Stolitsa, изготовлен в российском городе Абакане. Рауде составил список эстонцев, сосланных 25 марта 1949 года в Верхнеусинский район и похороненных. Всего из Эстонии были депортированы туда 285 человек, в том числе и сам семилетний Куно Рауде с бабушкой Марие Келло.

"Мне важно, чтобы все репрессированные знали об этом памятнике, чтобы никто не остался в стороне", – сказал Рауде перед поездкой в Красноярск.

У Куно Рауде давно зрела идея установить на верхнеусинском кладбище памятный знак или памятник с именами тех эстонцев, которые покоятся на этом погосте. В 2017 году он передал через местных эстонцев в Верхнеусинский сельский совет свой проект памятного знака, металлические таблички с именами похороненных и горсть эстонской земли.

Kuno Raude
04.05.2018 valmis Hakassia Vabariigi pealinnas Abakanis mustast graniidist mälestusmärk 51-le Siberis Krasnojarski krais Verhne-Ussinski rajoonis aastatel 1949-1957 hukkunud eestlasele, sealhulgas minu vanaemale Marie Kellole. Plaat koos alusega jõudis 05.05.2018 Sajaani mägedesse Verhneussinskoje kalmistule.
Mälestusmärgi avamine toimub 15.05.2018, millest Eestist võtavad osa Mai-Ruth Kõrgend s. Tambik, ajakirjanik Jaanus Piirsalu ja nende ridade kirjutaja, mälestusmärgi autor.

Рауде подготовил проект памятника из полированного гранита и заказал в Хакасии соответствующую гранитную плиту. Кураторство над заказом взял глава Верхнеусинского сельского совета Владимир Екимов.

История Верхнеусинского

Рассказы казаков, торговых людей, промысловиков о богатой и труднодоступной земле, удобной для заселения, привлекли в долину Уса людей, искавших страну под названием Беловодье, а также тех, кто желал уйти подальше от властей. Первое небольшое поселение возникло в первой четверти 19-го века. Примерно в 1815 году по Мирской тропе, которая была тогда одним из торговых путей из Минусинского уезда в Урянхайский край, верхом на лошадях, со скотом, вслед за торговцами прибыли в долину реки Ус 12 семей, которые поселились около устья речки Изюп. Зимой по Усу заехали еще 10 мордовских семей, а позднее в районе речки Макаровки поселились три монаха, пожелавшие обосновать свой скит.

В 60-е годы 19-го века в окрестностях села появилась группа бродяг, выдававших себя за гонимых и притесняемых властями христиан — расколь­ников. Руководил ими Фома Егорович, который начал свой путь из Челябинского окру­га Оренбургской губернии, отправившись в Си­бирь на поиски мифического Белогорья, якобы за спасением души.

По пути он склонил некоторых тобольских крестьян бежать из своих сельских общин и уничтожить паспорта как "печать антихристову". В ходе путешествия по Сибири к ним присоединилось много беглых, скрывавшихся от властей. Прослышав о пригодной для жизни, но труднодоступной горной Усинской долине, Фома Егорович, сменивший к тому времени имя и отчество на Ивана Афанасьевича, решил осесть в этой долине, основав секту так называемых странников (старообрядцы страннического тол­ка).

Раскольники поселились вначале в тайге, в трех верстах от ны­нешнего села Верхнеусинского, следы этой "старой деревни" сохранились до сих пор. Вначале сектантов, именовавших себя монастырскими крестьянами, было 47 семей. Постепенно население увеличивалось за счет притока других расколь­ников и бродяг, бежавших от правосудия и рас­сеянных в окрестных лесах и горах. Когда места в "старой деревне" для всех стало не хватать, начали селиться на реке Ус, где были основаны две деревни — Верхнеусинская и Нижнеусинская, разделенные рекой. В 1888 году общая численность проживавших в усинских селениях составляла 1002 человека.

Со временем сюда стали переселяться по­следователи буддизма, ламаизма, язычники, сохранившие традиции шаманизма. Первые дома были рублены топором, без пилы. В здании, построенном чуть более ста лет назад купцом Вавилиным под торговую лавку, ныне располагается Верхнеусинский культурный центр. Летом 1881 года началось строительство церкви во имя Николая Чудотвор­ца, и 31 января 1884 года храм был освящен. Церковь действовала почти полвека и была разрушена в середине 1930-х годов. В 1885 году открываются церковно-приходская и земская школы. 30 декабря 1885 года был образован Усинский пограничный округ, а в селе Верхнеусинское находилась резиденция генерал-губернатора этого округа.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в селе Верхнеусинское проживало 1383 человека.

Дни эстонской культуры в Сибири

Во вторник, 15 мая, в одном из крупнейших городов Сибири Красноярске откроются Дни культуры Эстонии. По сообщению Финно-угорского культурного центра Российской Федерации, они пройдут с 16 по 20 мая и ознакомят красноярцев с кинематографией, искусством и музыкой Эстонии.

В Молодежном театре Красноярска R.A.A.A.M. покажет два спектакля на эстонском языке — "Оборотень" Кицберга и "Феномен" Бойтчева. В Минусинском драмтеатре будет показана постановка Алексея Песегова "Формы теней" по одноименной новелле Таммсааре. Детям адресованы шесть спектаклей кукольного театра Хейно Сельямаа.

Дни эстонской культуры проводятся в Красноярске с 2001 года. В крае проживает около трех тысяч эстонцев, а некоторые деревни сохранили эстонские названия: Нарва, Ряпино, Буланка, Хайдак, Верхний Суэтук и другие.

В рамках Дней культуры Эстонии будет представлена также театральная лаборатория Олега Лоевского, основанная на этот раз исключительно на эстонской драматургии. В Доме кино состоится показ специальной программы эстонских фильмов "Тайное общество Супилинна" и "Последняя реликвия".

Будет организовано несколько художественных выставок, в том числе выставка графических работ в смешанной технике "Экзотические птицы и животные" Тауно Кангро, фотовыставка Эрвина Ыунапуу, документальные фотовыставки о жизни сету и сибирских эстонцев. На торжественных церемониях открытия и завершения Дней выступят Южно-эстонский ансамбль Mahmõr и этнографический хор Верхнего Суэтука.

На закрытии Дней культуры Эстонии в зале Красноярской филармонии эстонский посол в России Арти Хилпус даст прием в честь столетия провозглашения независимости Эстонской Республики, на который приглашены гости со всей России.

 

 https://ru.sputnik-news.ee/world_news/20180515/10666769/Krasnojarsk-pamjatnik-estonce-deportacija.html

 


/Документы/Публикации/2010-е