© Фото: Tuva Online
В рамках Дней культуры Эстонии в далеком от берегов Балтийского моря сибирском селе установлен монумент депортированным в Сибирь жителям Эстонии.
ТАЛЛИНН, 15 мая — Sputnik. Во вторник, 15 мая, на кладбище села Верхнеусинское Ермаковского района Красноярского края был открыт памятник эстоноземельцам, оказавшимся в Сибири не по своей воле, а в результате сложной перипетии политических перемен, наступивших в Эстонии после 1940 года.
Памятник по проекту архитектора Куно Рауде, по сообщению информационного портала Таллиннской мэрии Stolitsa, изготовлен в российском городе Абакане. Рауде составил список эстонцев, сосланных 25 марта 1949 года в Верхнеусинский район и похороненных. Всего из Эстонии были депортированы туда 285 человек, в том числе и сам семилетний Куно Рауде с бабушкой Марие Келло.
"Мне важно, чтобы все репрессированные знали об этом памятнике, чтобы никто не остался в стороне", – сказал Рауде перед поездкой в Красноярск.
У Куно Рауде давно зрела идея установить на верхнеусинском кладбище памятный знак или памятник с именами тех эстонцев, которые покоятся на этом погосте. В 2017 году он передал через местных эстонцев в Верхнеусинский сельский совет свой проект памятного знака, металлические таблички с именами похороненных и горсть эстонской земли.
Kuno Raude
04.05.2018 valmis Hakassia Vabariigi pealinnas Abakanis mustast graniidist
mälestusmärk 51-le Siberis Krasnojarski krais Verhne-Ussinski rajoonis aastatel
1949-1957 hukkunud eestlasele, sealhulgas minu vanaemale Marie Kellole. Plaat
koos alusega jõudis 05.05.2018 Sajaani mägedesse Verhneussinskoje kalmistule.
Mälestusmärgi avamine toimub 15.05.2018, millest Eestist võtavad osa Mai-Ruth
Kõrgend s. Tambik, ajakirjanik Jaanus Piirsalu ja nende ridade kirjutaja,
mälestusmärgi autor.
Рауде подготовил проект памятника из полированного гранита и заказал в Хакасии соответствующую гранитную плиту. Кураторство над заказом взял глава Верхнеусинского сельского совета Владимир Екимов.
Рассказы казаков, торговых людей, промысловиков о богатой и труднодоступной земле, удобной для заселения, привлекли в долину Уса людей, искавших страну под названием Беловодье, а также тех, кто желал уйти подальше от властей. Первое небольшое поселение возникло в первой четверти 19-го века. Примерно в 1815 году по Мирской тропе, которая была тогда одним из торговых путей из Минусинского уезда в Урянхайский край, верхом на лошадях, со скотом, вслед за торговцами прибыли в долину реки Ус 12 семей, которые поселились около устья речки Изюп. Зимой по Усу заехали еще 10 мордовских семей, а позднее в районе речки Макаровки поселились три монаха, пожелавшие обосновать свой скит.
В 60-е годы 19-го века в окрестностях села появилась группа бродяг, выдававших себя за гонимых и притесняемых властями христиан — раскольников. Руководил ими Фома Егорович, который начал свой путь из Челябинского округа Оренбургской губернии, отправившись в Сибирь на поиски мифического Белогорья, якобы за спасением души.
По пути он склонил некоторых тобольских крестьян бежать из своих сельских общин и уничтожить паспорта как "печать антихристову". В ходе путешествия по Сибири к ним присоединилось много беглых, скрывавшихся от властей. Прослышав о пригодной для жизни, но труднодоступной горной Усинской долине, Фома Егорович, сменивший к тому времени имя и отчество на Ивана Афанасьевича, решил осесть в этой долине, основав секту так называемых странников (старообрядцы страннического толка).
Раскольники поселились вначале в тайге, в трех верстах от нынешнего села Верхнеусинского, следы этой "старой деревни" сохранились до сих пор. Вначале сектантов, именовавших себя монастырскими крестьянами, было 47 семей. Постепенно население увеличивалось за счет притока других раскольников и бродяг, бежавших от правосудия и рассеянных в окрестных лесах и горах. Когда места в "старой деревне" для всех стало не хватать, начали селиться на реке Ус, где были основаны две деревни — Верхнеусинская и Нижнеусинская, разделенные рекой. В 1888 году общая численность проживавших в усинских селениях составляла 1002 человека.
Со временем сюда стали переселяться последователи буддизма, ламаизма, язычники, сохранившие традиции шаманизма. Первые дома были рублены топором, без пилы. В здании, построенном чуть более ста лет назад купцом Вавилиным под торговую лавку, ныне располагается Верхнеусинский культурный центр. Летом 1881 года началось строительство церкви во имя Николая Чудотворца, и 31 января 1884 года храм был освящен. Церковь действовала почти полвека и была разрушена в середине 1930-х годов. В 1885 году открываются церковно-приходская и земская школы. 30 декабря 1885 года был образован Усинский пограничный округ, а в селе Верхнеусинское находилась резиденция генерал-губернатора этого округа.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в селе Верхнеусинское проживало 1383 человека.
Во вторник, 15 мая, в одном из крупнейших городов Сибири Красноярске откроются Дни культуры Эстонии. По сообщению Финно-угорского культурного центра Российской Федерации, они пройдут с 16 по 20 мая и ознакомят красноярцев с кинематографией, искусством и музыкой Эстонии.
В Молодежном театре Красноярска R.A.A.A.M. покажет два спектакля на эстонском языке — "Оборотень" Кицберга и "Феномен" Бойтчева. В Минусинском драмтеатре будет показана постановка Алексея Песегова "Формы теней" по одноименной новелле Таммсааре. Детям адресованы шесть спектаклей кукольного театра Хейно Сельямаа.
Дни эстонской культуры проводятся в Красноярске с 2001 года. В крае проживает около трех тысяч эстонцев, а некоторые деревни сохранили эстонские названия: Нарва, Ряпино, Буланка, Хайдак, Верхний Суэтук и другие.
В рамках Дней культуры Эстонии будет представлена также театральная лаборатория Олега Лоевского, основанная на этот раз исключительно на эстонской драматургии. В Доме кино состоится показ специальной программы эстонских фильмов "Тайное общество Супилинна" и "Последняя реликвия".
Будет организовано несколько художественных выставок, в том числе выставка графических работ в смешанной технике "Экзотические птицы и животные" Тауно Кангро, фотовыставка Эрвина Ыунапуу, документальные фотовыставки о жизни сету и сибирских эстонцев. На торжественных церемониях открытия и завершения Дней выступят Южно-эстонский ансамбль Mahmõr и этнографический хор Верхнего Суэтука.
На закрытии Дней культуры Эстонии в зале Красноярской филармонии эстонский посол в России Арти Хилпус даст прием в честь столетия провозглашения независимости Эстонской Республики, на который приглашены гости со всей России.