Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Человек эпохи Возрождения


Хочу рассказать красноярцам об удивительном исследователе, патриоте севера нашего края и особенно города Игарки Александре Игоревиче Тощеве.

С берегов Невы - на Енисей

Он родился 16 февраля 1957 года на хуторе Кривовском Обливского района Ростовской области. В 1979-м окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. По распределению был направлен на Игарскую студию телевидения.

Работал корреспондентом, старшим редактором. С 1995 по 2016 год был директором здешнего Дома ремёсел, занимался организацией выставок в Музее вечной мерзлоты. А ещё он умел читать рукописи XIV-XV веков, знал несколько иностранных языков, постоянно выступал с докладами на международных научных конференциях в Санкт-Петербурге, Красноярске, Томске.

Был истинным патриотом Игарки, привлекался к разработке генплана города как специалист, владевший большим объёмом информации по этому вопросу. Скончался скоропостижно, в расцвете своих творческих сил, 4 июня 2016 года в родной Игарке.

Только после смерти стал по-настоящему проявляться масштаб этой личности, сейчас его всё чаще называют человеком сибирского Возрождения, потому что в своих исследованиях он смело переходил любые границы на пути к познанию, был способен делать открытия, которые по-новому позволяют понять историю не только Красноярья, но и всей России.

Ещё в Ленинграде он всерьёз занимался историей создания царём Петром первой печатной газеты "Ведомости". Одна из его работ размещена теперь в электронной библиотеке Пушкинского Дома Санкт-Петербурга.

В 2009 году в книге "Петербург газетный" была опубликована статья Александра Игоревича "Окно в Россию. Графическое оформление первой русской печатной газеты "Ведомости" 1702-1727 годов".

Домремёсловская семья

В Игарке он увлёкся созданием детского Дома ремёсел. Был убеждён, что здешним ребятишкам необходимы бесплатные занятия художественным творчеством.

Предприниматели помогли с ремонтом - в 1996 году всё было готово. Причём наряду с мастерскими для занятий с детьми Тощеву совместно с муниципалитетом удалось открыть выставочный зал.

- Многие из ребят сформировались как творческие личности благодаря атмосфере дружной "домремёсловской" семьи, в которой Саша был не просто организатором и рачительным хозяином, а прежде всего - интереснейшей неординарной личностью, притягивавшей к себе молодёжь,- вспоминает художник Татьяна Сергеевна Черкасова.

А ещё Александр Игоревич написал множество статей и книг об Игарке, которая была для него живым существом. Он знал историю города до мельчайших подробностей. Сам автор в предисловии ко второму выпуску книги "Игарка древняя, Игарка загадочная" говорил: "В её судьбе ещё масса неясного, спорного, неожиданного, многие исторические вопросы бередят ум и душу".

Пожалуй, одной из самых интересных тем его исследований является изучение вопроса, когда и кто основал Игарку и что означает само это слово. Итоги этой многолетней кропотливой работы изложены в обширной статье "Игарки свет сквозь 300 лет".

Александру Игоревичу удалось раздобыть копии первых карт Сибири, на которых есть Игарское зимовье. В конце концов он доказал сам факт более чем 300-летнего существования Игарки. Эта гипотеза под его влиянием превратилась сейчас в аксиому!

Одной из значимых страниц в истории северного города является создание книги "Мы из Игарки", вышедшей в 1938 году в Ленинграде. Она была написана по замыслу и плану Максима Горького, к которому обратились игарские школьники в 1935 году.

Большинство юных авторов были из семей ни в чём не повинных людей, насильно высланных из родных мест в годы сталинского режима. Истории игарчат, написанные с детской непосредственностью, прошли тогда строгий отбор. Но что случилось потом?

В 2000 году в Москве вышло ещё одно издание - "Мы из Игарки". Недетская судьба детской книги", в которое вошли материалы о судьбах авторов легендарного издания. Авторы-составители труда - супруги Мария Мишечкина и Александр Тощев.

Занимался Александр Игоревич и историей застройки Игарки. В итоге родилась книга "От утопии - к науке, от вечной мерзлоты - к городу солнца". В ней Тощев рассматривает на примере Игарки наследие известного архитектора-конструктивиста Ивана Леонидова.

Молодой архитектор (ему было всего 28 лет) попал в Заполярье не по своей воле, но сумел построить объекты, опередившие время. Это здания горсовета на улице Большого Театра и управления Торгового морского (позже - речного) порта.

История дороги - судьба людей

Увлекла Тощева и судьба объекта N 503 ГУЛАГа (железной дороги Салехард - Игарка), "которая должна была соединить европейскую часть нашей страны с местами наибольшего сосредоточения полезных ископаемых по Северу России, вплоть до Норильска". Грандиозная стройка велась с 1947 года, но так и не была завершена.

Александр Игоревич установил контакты со многими учреждениями и организациями, с бывшими узниками ГУЛАГа - свидетелями и участниками строительства трансполярной магистрали. Результатом стали три сборника "Стройка N 503". В группу составителей вошли также директор краеведческого комплекса "Музей вечной мерзлоты" М. В. Мишечкина, главный хранитель музея В. А. Кохан, научный сотрудник Н. Е Немченко.

Особые отношения связывали Александра Игоревича с музеем А. Д. Сахарова, где проходили выставки, посвящённые истории строительства "дороги в никуда". Многое связывало Тощева и с председателем красноярского общества "Мемориал", неутомимым А. Бабием.

Из воспоминаний Алексея Андреевича: "Принцип Тощева - никаких домыслов, только факты, только документы. Человек неравнодушный, Александр остро переживал всё, что связано с "503-й". Все экспедиции, которые отправлялись через Красноярск в Ермаково, я инструктировал: ни в коем случае не пройдите мимо Музея вечной мерзлоты! Согласуйте с ними все ваши планы! Потому что эта стройка - их зона ответственности. Им больно смотреть, как сдают на металлолом катера и рельсы, как увозят неизвестно куда раритетные паровозы".

Вот какую оценку дал А. Бабий этому труду: "Та работа, которую Александр проделал вместе с супругой Марией Мишечкиной по стройке "Салехард - Игарка",- поражает. По сути, их трёхтомник о стройке N 503 - наиболее полный научный труд об этом лагере".

Кто-то предложил однажды называть Тощева Игарковичем. Как никто он заслужил это отчество.

А как-то раз литовский историк Римвидас Раценас рассказал ему о своей высылке в Игарку. Позже попросил помочь в установке здесь памятника репрессированным литовцам. И Тощев, и Мишечкина не только всё сделали, но и каждый год контролировали состояние гранитного сооружения.

Александр Игоревич охотно откликался на просьбы коллег высказать своё мнение о каком-либо вопросе из истории отечества или о проблемах развития музеев. Так появилась интереснейшая статья "Надо ли сохранять "ленинские" экспозиции в музеях, и если да, то как их интерпретировать?". Она была опубликована в 2002 году и не потеряла своей актуальности и сегодня.

Тайна Китовраса

Александра Игоревича волновали сибирские загадки. Одна из них затрагивается в статье, изданной отдельной брошюрой "Тайна "сибирской тьмы" 1938 года" (о солнечных затмениях). Другая - падение Тунгусского метеорита - исследуется в его работе "Игарка - ключ к тунгусскому взрыву, или Игарка ломает материки".

Последний проект, над которым работал Александр Игоревич, назывался "Китоврас раскрывает сибирские тайны".

Идеи томских учёных (в их числе - физик Е. Г. Вертман) захватили многих исследователей, которые пытались узнать историю появления древнего изображения Китовраса на металлических бляхах и церковных хоросах, обнаруженных в Сибири.

Александр Игоревич взял на себя работу с музеями. Три основополагающие статьи под единым заглавием "Откуда пришёл на Север Китоврас?" опубликованы им на сайте Музея вечной мерзлоты. Ряд материалов, написанных в соавторстве с Вертманом, обнародованы на конференциях, которые проводились в Томске (статьи "Древние працивилизации в Сибири", "Сибирь - прародина Таймыра"). Удалось установить, что оригиналы изображений мифического существа, похожего на античного кентавра, впервые появились именно в Сибири.

Вот как Е. Г. Вертман писал о своём сотрудничестве с игарчанином Тощевым:

"Наш проект благодаря ему поддержали более 20 российских музеев. След Китовраса обнаруживался повсеместно, даже в Нью-Йорке. Александр Игоревич был убеждён, что наш поиск имеет огромное значение для настоящего и будущего России".

Тощев был уверен, что Китоврас - это древнерусский крылатый символ мощного северного гиперборейского божественного царя, защитника всех народов. В трудное для нашей страны время он неслучайно снова возник из далёкого прошлого в чистоте и правде среди белых снегов и льдов Заполярья.

Александр Игоревич, по сути, хотел в ходе своих поисков рассказать людям, что для России грядёт новая эпоха, эпоха справедливости и мирной жизни, которая уже случалась в древности и называлась золотым веком. Он хотел приблизить её и поэтому трудился над проектом днём и ночью, до самого конца, пока были силы.

Итог этого подвижнического труда Александр Тощев подвёл в собственных стихах:

Осталась жизнь за мёрзлой параллелью.
Воспоминанья стынут на губах.
Но мысль взрывает старой жизни келью,
И звёздный час взметает в звёздный прах...

Екатерина БЫКОВА.

Фото из архива М. МИШЕЧКИНОЙ. Игарка.

Красноярский рабочий 18.05.2018


/Документы/Публикации/2010-е