Дело пытались рассмотреть еще в 90-е
Документы о репрессированных хранятся в архиве «Мемориала»
Фото: Алексей Бабий
Глава красноярского отделения общества «Мемориал»* Алексей Бабий рассказал, что к нему обратилась 88-летняя старушка с просьбой помочь реабилитировать ее отца. Как пояснил NGS24.RU Алексей Бабий, в ее случае реабилитация невозможна. Если бы была другая ситуация, когда у человека отобрали хозяйство во время индустриализации — это реабилитируемый случай, так как произошел по политическим причинам, а описываемый — нет. Женщина же просто хотела очистить имя отца, не прося ничего взамен.
«Звонит старушка 88 лет. Хочет реабилитировать своего отца. Оказывается, была попытка в девяностых, но суд отказал. Документов у неё никаких нет, кроме рукописных её воспоминаний. Все документы в оригиналах остались в районном суде в девяностых, забрать их она не догадалась, а теперь, наверное, их уже там нет. И мы долго обсуждаем возможность возврата документов и статью, по которой посадили отца, а потом я спрашиваю — а не Володя ли Биргер вам помогал с судом? Да, говорит, был такой Биргер, в доме техники, ходили к нему.
Ну так это другое дело! Тут же встаю, нахожу нужную папку — конечно, Володя с его занудностью и буквоедством сохранил копии всех документов. Из документов ясно, что случай нереабилитируемый — отца посадили в 1930-м за неуплату налогов. Ситуация типичнейшая — крестьянина лишают избирательных прав, как следствие, облагают индивидуальным налогом, который в разы выше, он налог не выплачивает, его сажают за неуплату, хозяйство конфискуют в счёт уплаты налога. Совершенно классическая ситуация и совершенно не реабилитируемая», — пишет Бабий.
Он также рассказал, что таких случаев становится все меньше — если в 90-е были десятки и сотни людей, то сейчас обычно это 1 человек в месяц с просьбой помочь.