Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Доктора – родом из Латвии


Отклик на публикацию «Сто лет истории больницы»

В №51 «Сельской жизни» от 14 декабря 2018 года были опубликованы материалы, посвященные 120-летнему юбилею Сухобузимской районной больницы. Их иллюстрировали снимки сотрудников учреждения разных лет. Публикации, содержащие краеведческие исследования, вызвали интерес читателей. Люди были рады увидеть фотографии или прочитать фамилию медика, спасшего им жизнь или вернувшего здоровье.

В редакцию поступило несколько откликов. Учительница Татарской школы Валентина Антоновна Фукс узнала на фотографии женщину-медика Эльзу Эрнестовну, которая оказала ей помощь. Валентина Антоновна была в ту пору маленькой, училась в первом классе и решила, что та женщина была педиатром.

Столько лет прошло, но она помнит, как действовал медицинский работник, проявляя при этом лучшие качества – чуткость, сострадание, заботу.

Публикации о врачах, фельдшерах и медсестрах всколыхнули благодарные чувства и у других читателей. Добрую память о себе оставили В.М. Былин, Е.П. Потапов, А.Я. Макаров, Э.Э. Гильденбрандт и многие их коллеги.

Своими воспоминаниями на страницах газеты поделились В.М. Алалыкин (21 декабря), В.А. Пирогова (14 января).

Валентина Александровна подробно рассказала о главном враче В.М. Былине и операционной сестре Э.Э. Гильденбрандт, которые очень приветливо встретили ее, молодого специалиста, выпускницу фельдшерско-акушерского отделения. Эльза Эрнестовна даже приютила у себя в доме молодых девушек-медичек, которым негде было жить.

До сих пор Валентина Александровна помнит гостеприимство, широкую душу своей квартирной хозяйки. У нее могли остановиться люди, приехавшие в больницу из дальних деревень, и всех она окружала вниманием и заботой.

Но на работе это был строгий, требовательный человек, не терпящий проявлений халатности, любой, даже малейшей недоработки, способной негативно отразиться на здоровье людей. Валентина Александровна пишет, что операционная сестра была отличным специалистом, наставником, незаменимым помощником для молодых хирургов.

Мне не довелось лично знать Эльзу Эрнестовну, но хочется продолжить о ней рассказ.

Впервые я услышала эту фамилию, когда вела сбор материалов о сибирской ссылке сестер Бандеры. Они жили рядом, на улице Подсопочной (ныне улица имени Героя Советского Союза С.Н. Портнягина). Их соседями были супруги Вебер, Гутины, Астапковичи, Абраменко. Все с большой теплотой вспоминали Эльзу Эрнестовну, которая по первому зову приходила к ним на помощь.

Она спасла жизнь Оксане Бандере, вовремя заподозрив у нее серьезное заболевание и настояв на обследовании. Женщине в 1974 году сделали операцию в онкологическом диспансере, и Оксана прожила еще много лет, скончалась в возрасте 91 года.

Когда я обратилась в районный архив и стала изучать похозяйственные книги с. Сухобузимского за 1958-60 гг.,то обнаружила, что на Подсопочной улице обитало много политических ссыльных. Полька Юзефа Кузина, латыши Эмильес Букелис, Эльза Гильденбрандт, украинки Оксана и Марта Бандеры, семьи эстонцев и немцев.

Всех их давно уже нет на этой земле. Кто вернулся на родину, кто нашел последний приют в сибирской сторонке.

Эльза Гильденбрандт родилась в 1900 году в Газенпотском уезде Курляндской губернии, входившей тогда в состав Российской империи. Потом Латвия стала самостоятельным государством, а в 1940 году присоединена к Советскому Союзу. Многие латыши были репрессированы. Так Эльза Эрнестовна оказалась в Сибири.

Может, ее сослали за мужа или отца, а может, за «неправильное» происхождение. Возможно, это произошло в 1941 году, за неделю до начала войны. 14 июня была осуществлена массовая депортация народов Балтии.

К счастью, ее не отправили в колхоз на общие работы (хотя, не исключено, что вначале так оно и случилось), а приняли в больницу по специальности.

…Бывают в жизни совпадения.

В тот день, 21 декабря, когда «Сельская жизнь» напечатала письмо В.А. Фукс о медсестре, я как раз в старой подшивке нашла заметку об Эльзе Эрнестовне.

1 мая 1958 года в нашей районной газете, которая в ту пору называлась «Красное знамя», под заголовком «Рядом с хирургом» вышла небольшая зарисовка главного врача Сухобузимской райбольницы В.М. Былина. В ней он дает высокую оценку профессионализму операционной сестры Эльзы Эрнестовны Гильденбрандт. Пишет о том, что она уже 37 лет провела у операционного стола, рядом с хирургами, борясь за спасение человеческих жизней, и назвал ее работу безупречной: «Исход операции, а значит и жизнь пациента во многом зависят от умения, расторопности и внимания операционной сестры. И не было случая, чтобы из-за халатности или недосмотра Эльзы Эрнестовны случилась какая-нибудь неприятность. Свои обязанности выполняет безукоризненно, с большим знанием дела… На нее можно положиться как на себя, ей можно доверить судьбы людей. Несмотря на 58 лет, ветеран много работает над собой…Свой богатый опыт медсестра передает молодым специалистам».

Главврач отмечал также чуткость этой женщины, гуманное отношение к больным.

В подшивках 1966 года я находила заметку о том, что в ЦРБ отметили 70-летие со дня рождения Э.Э. Гильденбрандт, 50 из них она отдала здравоохранению. Если я правильно поняла, ветеран продолжала работать и в этом почтенном возрасте.

Еще я встречала в старой газете сообщение о награждении медсестры Гильденбрандт каким-то знаком, присвоении почетного звания, но какого именно – я не запомнила. Наверное, это было звание отличника здравоохранения.

В 1956 году латышам было разрешено возвратиться на родину. Эльза Эрнестовна осталась в Сибири, видимо, на родине не осталось родных, некуда было возвращаться. И всю свою оставшуюся жизнь она посвятила здоровью сибиряков. Как говорили соседи, Эльза Эрнестовна умерла в 1987 году и похоронена на местном кладбище.

О судьбе еще одного человека, латыша по происхождению, хотелось бы узнать – главного врача Сухобузимской районной больницы 1940-х Екабса (Якоба, Якова) Дилле. В публикации «Сто лет истории больницы» в списке главных врачей он ошибочно записан как Якович Диль Якоб.

На сайте Красноярского «Мемориала» несколько лет назад я находила сообщение о том, что главврач Екабс Дилле был арестован 29 октября 1946 года и осужден по 58-й статье на 20 лет исправительно-трудовых лагерей. Реабилитирован 14 октября 1959 года.

Позже в архивных документах совхоза «Таежный» встретилась производственная карточка Леонида Яковлевича (Екабовича) Дилле, родившегося 22 августа 1921 года в г. Даугавпилсе, в семье врача. Подумала тогда: похоже на то, что Леонид был сыном главного врача. В 1941 году Леонид, вероятно, как я вся семья, попал под депортацию. К этому времени он успел окончить 10 классов Рижской городской средней школы. Знал, кроме родного латышского, английский, русский и немецкий языки.

Попал сначала в Нарымский край. В селе Новый Васюган Леонид работал фотографом райпромкомбината, потом дежурным сторожем в артели «Красный сибиряк».

Весной 1943 года Леонида перевели в Сухобузимский район, в совхоз «Таежный». Возможно, с родителями, братьями и сестрами.

7 марта 1943 года молодого латыша приняли счетоводом-учетчиком 3-го отделения совхоза. 10 июля перевели на должность нормировщика.

Ссыльных, как правило, не призывали в действующую армию, они считались политически неблагонадежными. Для Дилле почему-то было сделано исключение.

10 апреля 1944 года он уволен из совхоза в связи с уходом в РККА.

А потом в архиве Сухобузимского военкомата я нашла на него похоронку. Якова Дилле извещали, что его сын красноармеец 665-го стрелкового полка Леонид Дилле, «верный воинской присяге, проявив героизм и мужество», погиб 8 февраля 1945 года в Восточной Пруссии.Захоронен «с отданием воинских почестей в братской могиле. Она находится в 800 метрах северо-западнее с. Лимы (Ламы?) (неразборчиво)».

Значит, все-таки сын. Можно представить, какое горе обрушилось на отца.

Мне очень хотелось узнать, выжил ли врач Дилле в лагерях, как сложилась его жизнь после освобождения. Задавала эти вопросы знакомым журналистам, когда весной прошлого года была в Латвии. Но не получила ответа. Никто, к сожалению, не знал о его судьбе.

Но эта история неожиданно получила продолжение.

В октябре 2018 года в военкомате снова просматриваю папку с похоронками в поисках извещения на деда Героя России Александра Рыжикова –Андриана Васильевича Рыжикова.

Попадается похоронка на Дилле. Вновь перечитываю ее. Вспоминаю. Жаль молодого человека. Погиб, когда до окончания войны оставалось всего три месяца.

Но надо идти дальше. Переворачиваю страницу.

… И вдруг вижу на обороте похоронки какую-то запись.

Не может быть!

Впервые в жизни такое встретилось. От волнения перечитываю второй, третий раз.

Черным по белому написано:

«Выслано ошибочно. Данный красноармеец жив и имеет письменную связь с родственниками. Полевая почта 64081Н. Дата последнего письма 15 мая 1945 года».

Ольга ВАВИЛЕНКО

Приношу свои извинения, если неправильно указываю имена и фамилии. Эльза Эрнестовна в похозяйственной книге записана как Гильденбрандт, в заметке Былина – Гильденбрант, в другой публикации – Гильдебрандт. Якоб Дилле записан как Екаб, Якоб, Яков.

Уважаемые читатели! Возможно, кто-то из старшего поколения знал отца или сына Дилле. Позвоните, если располагаете сведени-ями, по тел. 8-908-022-18-64.


Эльза Эрнестовна – вторая справа

Сельская жизнь (Сухобузимо) 01.02.2019


/Документы/Публикации/2010-е