Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Зов предков


Связь поколений. 6 ноября в Саянском краеведческом музее состоялась встреча  Валентины Поповой и Любови Юрковой с юными участниками программы "Путешествия по Саянскому району"

Они поделились со школьниками опытом поиска информации о сових дедушках, погибших в годы репрессий.

На примере исследований этих двух жительниц нашего района ребята увидели, как любовь и уважение к предкам приводит к потрясающим результатам. Как не имея практически никаких данных о человеке, но любя его всем сердцем, пусть даже далекого, но родного, можно восстановить историю его жизни и смерти. А значит, и передать эту историю потомкам, чтобы не было в родовом дереве ломаных ветвей, чтобы не повторялись ошибки истории.

Бумаги в которых скрыты судьбы людей

В начале встречи трагической историей своей семьи поделилась педагог дополнительного образования Центра детского творчества Валентина Попова. Ее дедушка, Алексей Гаврилович Шевцов-Шевель, родился в 1912 году в деревне Привольное. Когда Алексею было всего 25 лет, его осудили по доносу. Отбывал наказание в системе КрасЛаг, три раза сбегал, потому что тосковал по дому, жене и двум маленьким сыновьям. Последний приговор по ст. 58 КРО (контрреволюционная организация). В 1942 году он подавал заявление с просьбой отправить его на фронт, в штрафбат.

Умер в тридцать лет, когда вместе с другими заключенными работал в Красноярске на аффинажном заводе. Как написано в документах – от острой сердечной недостаточности. От деда в семье осталась только фотография, обрывочные воспоминания далеких родственников и огромное количество вопросов. Спустя десятилетия внучка Алексея Гавриловича попыталась найти ответы на эти вопросы. Как рассказывает Валентина Попова, арест дедушки тяжело отразился на истории семьи. Бабушка осталась в Привольном с двумя малышами. Семья бедствовала, дети росли в атмосфере ненависти к маленьким врагам народа, и не было отца, чтобы заступиться, не досталось малышам отцовской ласки и заботы... В 2016 году Валентина начала отправлять запросы в архивы, продолжает она искать правду и сейчас. Пытаясь узнать, почему в документах фамилия дедушки указана то как Шевцев, то как Шевцов-Шевель. Непонятна и причина смерти, не найдено место захоронения, Валентина так и не отыскала могилу деда на Торгашинском кладбище, где похоронено очень много заключенных. Чьи-то тела лежат под сгнившими крестами, чьи-то в общих могилах... Как говорит Валентина: «Души их живые, живут в нас и наших детях. Дай Бог, чтобы история не повторилась. Чтобы была в людях любовь к близким, потому что все в мире построено на любви и рушится без нее».

По рассказам Валентины, очень тяжело было читать и протоколы допросов, и подозрительно грамотно сформулированные доносы от неграмотных людей. Бумаги, где за словами скрываются судьбы людей, семей. Работу с архивами женщина продолжает, она намерена добраться до сути и восстановить картину происходящего.

Открытие мемориальной доски в Алтайском крае

Не менее пронзительным был и рассказ Любови Юрковой о расследовании судьбы ее деда, Александра Степановича Вильчицкого, расстрелянного в 1938 году. Историю своих поисков она представила ребятам в виде презентации. На большом экране женщина показывала копии исторических документов, фотографии людей и мест....

Исследования ее начались со свидетельства о рождении мамы, в котором отсутствовало место рождения и были не полностью указаны инициалы родителей. Попытки разобраться в ситуации привели ее в архивы Алтайского края. Фамилию своего деда она нашла в Книге Памяти жертв политических репрессий Алтайского края. Правда, фамилия звучала как Вельчицкий, да и имя было указано другое, Александр Степанович. Тогда как был он Вильчицким Алексеем Ивановичем. Наша газета в 2011 и 2012 году уже публиковала материалы, в которых рассказывалось о том, как Любовь вела поиски родственников своего деда. О том, как героиня статьи нашла отклик в Белоруссии, где тепло встретилась с новообретенными родственниками. Как пытаясь добраться до правды, нашла огромную семью, которая встретила ее так, словно все виделись далеко не первый раз... Как разобралась с причиной некорректно указанных инициалов, как поняла что да, именно о ее деде написано в алтайской книге. Как увидела впервые его фотографии...

И вот, у этой истории появилось продолжение. В 2013 году, когда материалы политических дел были рассекречены, она смогла ознакомиться с протоколом допроса Алексея Ивановича, документами о его аресте и казни. Так, запрос за запросом, письмо за письмом, восстанавливалась в подробностях судьба неизвестного для семьи, далекого совсем, пропавшего в лагерях дедушки. А в феврале этого года на электронную почту Гладковской школы, где работает Любовь Юркова, почти одновременно пришло два письма. Одно было из Белоруссии от журналистки Светланы Кошур, долгие годы работавшей директором краеведческого музея Кореличского района. В своём письме Светлана сообщила о том, что пишет новую книгу об А.С. Вильчицком, и просила поделиться материалами, которые удалось найти за годы поисков. Второе письмо было из села Ребриха Алтайского края от учительницы истории Ольги Викторовны Трубниковой, которая вместе с учениками проследила судьбы репрессированных Ребрихинского района. С февраля по октябрь этого года продолжалась переписка и общение по телефону. А уже ближе к осени Ольга Викторовна сообщила о том, что в школе собираются открыть мемориальную доску в память о двух учителях Ребрихинской школы, расстрелянных в 1938 году, Вильчицком А.С. и Минералове А.А. Любовь Юркова была приглашена на открытие мемориальной доски.

Это событие произошло 24 октября 2019 года. Любовь Юркова была единственным присутствующим родственником жертв репрессий и ей предоставили право снять покрывало с мемориальной доски, а затем попросили сказать несколько слов. Потом состоялся круглый стол, где в присутствии учащихся, учителей и почетных гостей она рассказывала о том, как происходили поиски родственников по линии Вильчицких. Рассказ вызвал много вопросов у старшеклассников, состоялась оживленная беседа. А затем произошла встреча в районной библиотеке с представителями старшего поколения, у которых также были репрессированные родственники, так что объединяла всех давняя трагедия.

Пребывание на ребрихинской земле позволило Любови Анатольевне воочию прикоснуться к истории ее семьи. Увидеть место родового дома, побывать в школе, где ее дедушка преподавал русский язык и литературу. А через день после открытия мемориальной доски в Белоруссии состоялась научно-практическая конференция, на которой Светлана Кошур презентовала свою книгу о судьбе Александра Степановича Вильчицкого. Так внимание к семейным документом вылилось в огромную правду, которой можно теперь делится с младшим поколением.

Во время встречи присутствующие не могли сдержать слез.

На стенде краеведческого музея «По ком звонит колокол» можно увидеть фотографии этих людей, возложить цветы и зажечь поминальные свечи.

Не для галочки

Не случайно произошла эта встреча двух родственниц репрессированных граждан со школьниками в стенах краеведческого музея. И не для галочки. Женщины сумели поделиться с ребятами опытом уважения и внимания к своим родственникам. Возможно, в семьях этих мальчиков и девочек также есть несправедливо пострадавшие в годы репрессий предки. Чьих трагических судеб уже не исправишь, но чьим душам, просящим о памяти и любви, можно помочь. И теперь ребята знают, как это важно — искать своих далеких родственников, передавать семейную историю из поколения в поколение, не терять ни единой веточки родового дерева.

Елена Засимова

Присаянье 21.11.19


/Документы/Публикации/2010-е