Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Каким мы увидели Нордвик - заброшенный поселок на берегу Северного Ледовитого океана. История напрасного подвига.


Море Лаптевых. Горловина Хатангского залива вторую неделю забита движущимся льдом. Во время отлива-прилива льдины расходятся, образуя временные коридоры. Через них-то мы и пытались выбраться из ледяного плена. В этот раз нам удалось проскочить до полуострова Урюнг-Тумус.

Льды сомкнулись, и тримаран встал в бухте Пионер, у заброшенного поселка Нордвик.


Поселок Нордвик со стороны бухты Пионер.

О самом северном в мире материковом поселке Нордвик знают многие, но своими глазами видели единицы. Чтобы понять, какой ценой он строился нужно уйти почти на век назад.

В тридцатых годах прошлого столетия молодой Советский Союз начал освоение Северного морского пути. Для этого требовалось переводить пароходы на более эффективное топливо — нефть. О проявлениях нефти в районе залива Нордвик было известно еще с 19 века. Встал вопрос о геологической разведке. Ее организовал Николай Николаевич Урванцев. Это было очень дорогостоящее и основательное начинание.

На пустынном берегу за короткое арктическое лето нужно было построить базу для 100 человек. Для экспедиции в Архангельске срубили дома и подготовили их к перевозке в разобранном виде. Урванцев набрал команду из лучших специалистов-буровиков. Заказал в Подмосковье четыре экспериментальных вездехода.


Экспериментальный вездеход НАТИ-2 на базе грузового ГАЗ-АА для передвижения в Арктике.

Для управления вездеходами пригласили опытных водителей - механиков. Кроме того, были взяты два катера, четыре пятитонных карбаса, бочки с горючим, продовольствие и, даже, десяток коров со свиньями. Последних съели еще в процессе длительной погрузки экспедиции на пароход «Правда».

Наконец, в августе 1933 года, «Правда» в составе каравана Ленской экспедиции вышла из Архангельска. Караван до мыса Челюскин сопровождал ледокол «Красин». В море Лаптевых "Правда" рассталась с караваном и пошла в залив Нордвик.

Там пароход сел на мель… С трудом сойдя с мели, капитан отказался заходить в бухту груженым. В результате, груз сняли в бухте Марии Прончищевой, и «Правда» оказалась на зимовке у острова Самуила. Только в августе 1934 года Нордвикская нефтеразведочная экспедиция смогла разгрузиться на берегу бухты Пионер и основать стационарный лагерь.


ГАЗ-47, гусеничный транспортёр-снегоболотоход. У геологов носил название "Степанида".

С этого момента поселок Нордвик начал свою жизнь.

Людей на работу в экспедицию приглашали по найму. Специалистам платили очень хорошие деньги, простым рабочим - неплохие, по тем временам. Снабжение Нордвика было гораздо лучше, чем в 30- 40-е годы «на материке».


Ледник - вырытые в мерзлоте тоннели или сеть помещений. где хранились скоропортящиеся продукты (мясо. рыба и тд.)

В поселке в достатке были не только обычные продукты, но и шоколад с кофе. На оснащение страна тоже не скупилась: везли американское, австрийское, лучшее отечественное оборудование.


Сейчас части механизмов разбросаны по поселку.

Нордвик состоял из двух частей: морского порта с жилыми постройками и Солерудника, в трех километрах от него, на горе Соляная Сопка.
Уже в 1935 году заработала первая шахта по добыче белой (пищевой) и черной (технической) соли. В нескольких километрах южнее Нордвика начали добывать уголь для местных нужд.


Шахтное оборудование.

Постепенно поселок разрастался. Нордвикский "Морпорт" принимал баржи с оборудованием и продуктами, а отправлял соль и уголь для ближайших поселков.


Здание порта "Нордвик" на заднем плане.

К техническим постройкам (складам, гаражам, электростанции) добавилась больница, метеорологический павильон, школа, детский сад,

Во все дома было проведено центральное отопление и электричество.


Паровозный котел отапливал весь поселок.

Заработал и небольшой аэропорт. Особенно значимым он стал во время Великой Отечественной войны. Американские самолеты, доставлявшие грузы по ленд-лизу в северные регионы, имели редкую возможность дозаправиться или получить необходимую помощь.


Бочки из-под топлива недалеко от аэропорта.


Топливо по ленд-лизу.

Не удивительно, что в поселке сохранилось огромное количество пустых банок из-под американской тушенки и упаковок от сэндвичей.


Банки из-под американской тушенки.

Стратегическое значение поселения и количество жителей в Нордвике росло. В 1943 году он получил статус рабочего поселка.


Суда порта "Нордвик"

Но не стоит забывать, ГДЕ расположен поселок. Даже при хорошем снабжении, условия жизни для приезжих поселенцев были очень суровые.


А вот этот домик не описан ни в каких мемуарах. Часовня?
Возможно, странный крест поставили позже. Возможно, верхняя перекладина покосилась от времени.
Слева от домика рассыпавшиеся бочки и застывший гипс. Его тоже добывали неподалеку от поселка.

Долгая полярная ночь, короткое холодное лето, ледяной ветер с моря. Не смотря на технику, на шахтах и в порту было очень много тяжелого ручного труда.


Тачка для перевозки грузов.

Бывшая жительница Нордвикской экспедиции, Дина Дудина, пишет: «Люди в старых ватниках передавали друг другу ящики и мешки, стоя по пояс в ледяной воде». Да, именно так, каждый год происходила разгрузка прибывающих барж.


Засыпанная камнем баржа использовалась как причал в порту.


От баржи шла узкоколейка к складам и на солерудник.

В Нордвике жили и работали геологи, шахтеры, моряки, трудилась даже охотничья артель. В 50-е годы ХХ века количество жителей доходило до шестисот человек. Многие из них искренне и самоотверженно трудились для постройки светлого коммунистического будущего. Некоторые приезжали за заработками, некоторые - скрывались от репрессий.


Жилой дом в поселке.

Партии и правительству шли доклады: в 1946 году добыто 40 000 тонн соли, в 1948 г. добыто 20 000 тонн угля… Все это вывозилось пароходами по Северному морскому пути. Соль по-себестоимости становилась золотой.

Уголь в здешних местах есть значительно ближе - в Сындасско, и на реке Котуй. Вовсе не обязательно его везти с Нордвика. Шахты было очень сложно поддерживать в условиях вечной мерзлоты. В них происходили неоднократные обрушения.


Трактор ЧТЗ. В комментариях разгорелась дискуссия. Пишут, что это либо Т-130, либо Т-170. (70-х или 80-х годов выпуска)
Ну что, же, может и так. Сейчас сложно точно сказать как он здесь оказался. Вероятнее всего , пришел из Косистого. (здесь и сломался)).
 Поселок Косистый (аэродром и в/ч) существовал до 90-х годов прошлого века.

Нефть нашли, но такого качества, что при тогдашних технологиях ее добывать было невыгодно. В результате, в 1949 году соляной рудник закрыли, шахты затопили.


Образцы керна.

Почему 10 июня 1953 года вышел приказ о прекращении геолого-разведочных работ в Нордвикской экспедиции сказать сложно. Возможно, это связано со смертью Сталина и сменой правительства, а возможно. посчитали дальнейшие вложения экономически неоправданными.

Нордвик и другие, связанные с ним поселки, опустели в течение года.


До сих пор на катере еще видна надпись "Нордвик".

Дома и техника, завезенные огромной ценой, были брошены. На побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до Тикси снова не стало поселков с постоянными жителями.

(Из дневников арктической экспедиции ИЦ "Финвал"2015 г.)

 

Путешествия с Финвалом 26.11.2020


/Документы/Публикации/2020-е