Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Кайеркан - лаготделение, поселок, город, городской район!


Сегодняшний рассказ - про Кайеркан, который до 1982 г. являлся посёлком, с 1982 городом, с 2005 г. является районом г. Норильска.

Летом 1940 года одна из многочисленных геологических партий, работавших на Таймыре, вела изыскания в 20 километрах северо-западнее Норильска, на местности, которую называли Кайерканом. При рытье шурфа разведчики наткнулись на мощный пласт угля, но особого значения этому не придали, однако в отчете факт находки зафиксировали. По другой версии, уголь был обнаружен в это же время при изысканиях трассы железной дороги широкой колеи. Как бы то ни было, но через два года, во время Великой Отечественной войны, геологическое управление уже специально направило в район Кайеркана поисковую партию.

Разведка показала наличие значительного месторождения угля – малозольного, с очень небольшим содержанием серы. Такой уголь мог заменить дефицитный древесный уголь, используемый в технологии получения никеля. Поэтому было принято решение о строительстве кайерканской шахты, в будущем шахты №16/18.

Получили первый уголь

В начале 1943 года в Кайеркан направили группу хозяйственников для организации работ. В распоряжении группы была бригада из 25 заключенных, состоявшая наполовину из штрафников, а наполовину из людей пониженной трудоспособности. Первоначально их разместили в действующем лагерном отделении в Каларгоне, неподалеку от места основной работы. Сразу стали строить жилье и хозяйственные объекты.


На этой схеме лаготделений Норильлага, Кайеркан, примерно, соответствует л/о № 28

К началу 1944 года Кайеркан превратился в населенный пункт, имеющий два барака, кухню-столовую, дом для вольнонаемных, дом для вооруженной охраны (ВОХР). А также компрессорную, лебедочную, зарядную, вахту, вышку, плотницкую мастерскую, эстакаду, дезкамеру и конюшню.


С 1948 в Кайеркане располагалось 2-е отделение ГОРЛАГа - особого лагеря для пособников фашистских оккупантов.
Данная схема нарисована от руки по памяти одним из бывших заключенных 2го отделения ГОРЛАГа.

Первый проект Кайеркана был рассчитан на 400 жителей в уже существующем поселении, и на 3100 человек в новом поселке, планируемом на месте сегодняшнего района.


Фрагмент карты показывает состояние местности, примерно, на начало 1950ых гг. Кайеркан обозначен всего лишь как железнодорожная станция.


На фрагменте карты 1961 года уже показаны отдельно Старый Кайеркан и Кайеркан современный. Про поселок Каларгон на канале уже была отдельная заметка.

Про поселок Каларгон на канале уже была отдельная заметка.

В 1947 году началось строительство грузоподъемника для транспортировки угля на сортировку, а также таких крупных сооружений, как временная углесортировка с бункерами емкостью 150 тонн, электростанция с мощным двигателем – дизелем в 250 кВт. Все генераторы и дизель были импортными.

Строительство углесортировки завершили в конце мая. Первый железнодорожный состав с углем был отправлен в Дудинку 2 июня. Всего в 1947 году в Кайеркане добыли 42 070 тонн угля.


На фото по центру хорошо виден масштабный комплекс сооружений углесортировки ,
полностью снесенный в начале 2000ых годов после тридцатилетнего периода бездействия!


Комплекс сооружений углесортировки, судя по по действующему паровозу, на фото 1950ых годов.


Пионеры на фоне углесортировки, 1950-60ые годы.

Работали здесь, как уже было сказано, в основном заключенные. Лагерное отделение активно пополнялось новой рабсилой, однако вновь прибывшие в большинстве своем не имели квалификации ни шахтеров, ни строителей, что сказывалось на производительности труда. Так, до сентября 1948 года производительность в эксплуатации доходила до 1,15 тонны угля на одного трудящегося, а затем упала до 0,75 тонны и только с мая 1949 года поднялась выше одной тонны.

Кайеркан и Каларгон считались наиболее страшными отделениями Норильлага. Смертность на производстве в этих лагерях была особенно высокой, и заключенные боялись сюда попасть. Из-за плохой вентиляции и скопления в шахтах метана угольщики постоянно рисковали жизнью. Кроме того, выработки иногда затапливало. К особенно тяжелым условиям труда добавьте отсутствие социальной инфраструктуры, даже у вольнонаемных…

До 1951 года кайерканский уголь добывали преимущественно вручную, в шахтах использовали лошадей. Позднее стали применять углепогрузочные и врубовые машины, значительно облегчившие труд людей.

После смерти Сталина, в 1953 году, была проведена амнистия заключенных, в результате которой количество занятых на кайерканских выработках значительно сократилось. Добыча угля велась с перебоями. Конец 1954-го и весь следующий год характеризовались большой текучестью кадров – как заключенных, так и вольнонаемных. В августе 1956 года ликвидировали Норильлаг, соответственно, и лагерь в Кайеркане, который являлся главным поставщиком рабочей силы. Потребовалось изменить весь механизм функционирования шахт.

Открыли сберкассу и поселковый совет

К весне 1949 года в Кайеркане имелось уже 30 лагерных бараков, девять домов для вольнонаемных, здание военизированной пожарной охраны, здание ВОХР, лесосушилка, гараж, баня, контора, ламповая, механический цех, две электростанции, главный вентилятор шахты №18, углесортировка, собачий питомник и ряд мелких зданий, балков, пристроек. А медицинских и учебных учреждений не было. Так, до 1953 года кайерканские дети в школу ездили в Норильск.

В том же году началось строительство клуба и первого двухэтажного жилого дома. Но основным жильем оставались самостройные балки, учтенные даже в проекте развития поселка. Первые улицы здесь назвали Главная, Набережная и Школьная.

В июне 1956 года прибыл первый пароход с вольнонаемными рабочими, для которых срочно переделывались под жилье лагерные бараки. Балки и холодные постройки тоже переоборудовали под временные жилые помещения, “одноэтажные деревянные дома облегченного типа с пониженной степенью благоустройства”, как значилось в документах.

В 1956 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Кайеркану был присвоен статус рабочего поселка, а 3 марта 1957 года появился поселковый совет. Вместе с ним были созданы загс, военный и паспортный стол, милиция. Почта и сберкасса появились раньше, еще в начале 1955 года.

Вероятно, первая карта, на которой Кайеркан обозначен уже как рабочий поселок!
7 мая 1957 года земля и здания Кайеркана ощутили первый взрыв: на угольном месторождении начались вскрышные работы. Этим взрывом проложили траншею с целью изменить направление ручья Кайерканский, чтобы он не мешал запланированным работам. Так началось строительство первого в Заполярье угольного разреза, который был сдан в эксплуатацию в 1962 году.


Предположительно, ул. Шахтёрская.


Ул. Шахтёрская, 1960ые гг.


Поликлиника и 11я школа.


Пионеры на ул. Строительная.


Поликлиника, 1957 г.


Универмаг, 1960 г.


Бараки по ул. Школьная, 1960ые гг. Судя по внешнему виду, уже расселённые, так как на смену баракам вскоре придут "хрущёвки" и "гостинки".

Построили “Надежду”

В конце 50-х годов Кайеркан активно строился, и жители переселялись в новые, каменные дома, освобождая бывшие бараки и деревянные постройки. В сентябре 1959 года все население “старого Кайеркана” перебралось в новостройки. Бывшие жилые помещения старого поселка передали под хозяйственные нужды. 15 октября был сдан в эксплуатацию первый пятиэтажный дом, в нем разместилось общежитие.

Растущий Кайеркан все больше нуждался в автомобильном сообщении с Норильском, да и Норильску нужно было приблизить к себе Кайеркан. Существовавшую между двумя населенными пунктами грунтовую дорогу в 1960 году передали цеху механизированной снегоборьбы комбината, который отремонтировал мосты и расширил проезжую часть.


Долгие годы электричка была основным транспортом на котором можно было уехать в Кайеркан. Год 1968, ул. Строительная.


Ожидание электрички.


Дорога на Кайеркан. Автобус потеснил электричку.

В конце 60-х в связи с подготовкой перехода энергетики Норильска на природный газ необходимость в угле заметно снизилась. Большинство шахт пришлось закрыть, продолжал действовать только Кайерканский угольный разрез, обеспечивая углем небольшие технологические нужды заводов. Пятитысячный поселок начал терять численность и перспективы.

Вторую жизнь Кайеркану дало строительство Надеждинского металлургического завода. Поселок оказался в относительной близости от гигантской стройки, и в нем поселились сначала строители “Надежды”, а затем и металлурги НМЗ. Для них построили кварталы современных жилых зданий, создали необходимую инфраструктуру.


Ул. Строительная. Обращает на себя внимание уличное покрытие из бетонных плит - сейчас сохранилось?
Ну и фонари-осветители прямо на стене пятиэтажки - тоже весьма нестандартно.


Весна 1970 г.


Ул. Строительная.


Ул. Шахтёрская.


Строится ул. Шахтёрская.


Ул. Шахтёрская, 1970ые гг.


Строится д. 19 ул. Школьная.


В верхнем левом углу виден старый железнодорожный мост ещё в рабочем состоянии.


Год 1981.

В 1982 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Кайеркан преобразован в город районного подчинения, а Кайерканский городской совет народных депутатов был передан в административное подчинение Норильскому городскому совету.

Сегодня Кайеркан – один из районов Норильска. В нем проживает около 30 тысяч человек.

Текст полностью является статьёй Станислава Стрючкова, опубликованной в газете Заполярный вестник.

 

Дзен severok1979 09.03.2020


/Документы/Публикации/2020-е