Не все знают, что в истории Саянского района был и канонизированный святой. Священник Михаил Вологодский, служивший в Агинской церкви в начале XX века, причислен к лику святых новомучеников российских
Последний священник
В православном календаре есть особая дата - день празднования Собора новомученников и исповедников Церкви Русской, принявших мученическую кончину за Христа и подвергшихся гонениям после Октябрьской революции. В этом году память святых совершилась 7 февраля. Данная публикация призвана поставить точку в вопросе о великомученической гибели священника.
Продолжение следует
Газета "Присаянье" уже публиковала материал, посвященный Михаилу Вологодскому
(№42 от 12 октября 2017 года статья "Возрождение утраченного"). В ней были
представлены известные на тот момент биографические данные о священнике и его
ближайших родственниках, а также о Николаевском приходе. Однако не поставлена
точка в теме смерти Михаила Вологодского, не найдена его фотография и потеряны
следы родственников. Поиски продолжились. В Метрических книгах Агинского
Николаевского прихода были найдены записи о рождении его детей Елены и Виктора.
Имя Виктора обнаружили на сайте Министерства Обороны РФ "ОБД. Мемориал" в списке
погибших. По запросу в Иланский район пришел ответ, что жена священника - Агния
Смарагдовна с дочерью Еленой и внуками выехала оттуда "на запад". Далее на
электронную почту Татьяны Субботиной пришло письмо из Новосибирска от девушки
Дарьи, праправнучки отца Михаила. Она же прислала скан-копию письма, в котором
говорится, что в семье был и третий ребенок - сын Анатолий, 1914 года рождения.
Была сделана попытка снова продолжить поиски родственников, теперь уже со
стороны его жены, Агнии Смарагдовны, надеясь, что в этом поможет редкое
отчество. В конце 2019 года долгие поиски увенчались успехом – удалось выйти на
Романа Игоревича Заводовского, правнука родной сестры Агнии Смарагдовны
Вологодской. Ещё в 2012 году он заинтересовался своей родословной и собирал
информацию о предках. Началась оживленная переписка, мужчина прислал фотографии
и рассказы из истории семьи Тыжновых. Всю информацию Роман Игоревич Заводовский
разместил в интернете, дополнив сайт "Духовенство Русской Православной Церкви в
ХХ веке. Биографическая база данных" новыми сведениями о семье Вологодских,
Тыжновых
и Заводовских. Также краевед собрала информацию о братьях отца Михаила и семье матушки Агнии. К слову, дядя отца Михаила, Дмитрий Матвеевич Вологодский, был епископом, в 1937 году его замучили до смерти в тюрьме. Другой дядя, Иван Матвеевич Вологодский, священник, приговорен в 1937 году тройкой при УНКВД по Красноярскому краю к высшей мере наказания и расстрелян. Семен (брат отца Михаила) был врачом Агинской больницы, а затем врачом партизанского отряда, за что и был награжден в 1928 году орденом Красного Знамени.
Жизнеописание
Последний священник Агинского Николаевского прихода Михаил Вологодский родился 1
октября 1888 года в с. Червянское Енисейского округа Енисейской губернии в семье
священника Георгия Матвеевича Вологодского и его жены Марии Евгеньевны. Кроме
него, в семье было еще два брата: Николай и Семён. В 1911 году венчался с Агнией
Тыжновой, в том же году был рукоположен во священника и определен к
Гавриило-Архангельской церкви с. Вершино-Рыбинское Канского уезда. Являлся
заведующим и законоучителем церковно-приходской школы. В 1914 был награжден
правом ношения набедренника. До 23 февраля 1916 отец Михаил - благочинный
церквей 3-го благочиннического участка Канского уезда. С 11 марта 1916 года -
священник Агинского прихода.
Привычное течение жизни было прервано в феврале 1917 года отречением Николая II, переходом власти в руки Временного правительства и последующими за этими фактами событиями. В мае 1919 года партизанами был убит Петр Устинович, священник Малиновской Троицкой церкви. После этого крещение, венчание и отпевание умерших здесь совершал Михаил Вологодский вместе с псаломщиком Иаковом Флеровским. К осени 1920 года недовольство крестьян политикой продразверстки, проводимой новой "народной" властью, вылилось в крестьянские восстания, в том числе и так называемое Голопуповское, захватившее южные волости Канского уезда. В записях актов о рождении за 1920 год с. Агинского находим, что 18 ноября 1920 года в семье Михаила Вологодского, 32 лет, и его жены Агнии, 30 лет, третьим ребенком родился сын Виктор. Напротив этой записи стоит пометка "свидетельство выдано 17 августа 1929 года". Но отца Михаила ко дню рождения третьего сына уже не было в живых...
Обстоятельства смерти священномученика Михаила Вологодского, со слов Е.М. Давыдовой, описываются так: "14 октября 1920 года, в день Покрова Божией Матери, после службы при выходе из церкви он был схвачен, увезен за село Агинское, подвергнут страшным истязаниям и расстрелян". В подшивках газеты "Присаянье" найден рассказ, который, вероятно, ведется о Михаиле Вологодском. В нем Агриппина Мищенко, жительница села Агинское, пишет: "Но еще до того, как сломали церковь, убили попа. За ним приехали под вечер, якобы повенчаться, а затем увезли и его самого. Убивали его за Пучковым мостом, что по старой трассе. Там его раздели до нижнего белья, водили по снегу босиком, издевались, потом казнили. Он еще часа четыре после казни живой был. Затем помер. А делал все это Князюк, представлял он новую власть тогда. Это нам рассказывал брат батюшкин, их, братьев, трое было". ("Присаянье", от 30 сентября 1993 года № 116 и от 2 октября 1993 года №118). Еще одна версия гибели отца Михаила изложена в заметке "Шел ноябрь 1937-го года": "…В 1882 году в Тинской и Нагорном было открыто одноклассное приходское училище. Главным образом в нем учили только читать и писать, строго требовалось знание молитв. По субботам преподавали Закон Божий. Вначале его вел поп Имподист, затем поп Вологодский, в 1918 году комсомольцами до смерти забитый палками". ("Присаянье", 12 ноября 1994 №№ 133-135).
И новая версия, прежде нигде не опубликованная. Абаканский историк Александр Шекшеев пишет: "В 1920 году 10 ноября конвой при отправке из с. Агинского в Канск расстрелял пятерых арестованных, в том числе священника М. Вологодского". Он ссылается на архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Красноярского края. Татьяна Субботина связалась с историком, и вот что он ответил: "Специальная комиссия объединила это дело с другими, аналогичными и выявила, что в данном селе за "агитацию против власти Ленина, Троцкого", связь с "бандой" и снабжение её патронами, сухарями, за призывы присоединиться к ней и участие в осаде церкви с державшими оборону советскими служащими коммунистической ячейкой были арестованы делопроизводитель общего отдела волисполкома П. Васильев, агроном Толстой (или Толтский), священник М. Вологодский и 6 крестьян. После трехсуточного содержания задержанных под караулом, и не имея возможности конвоировать их в Канск, коммунисты, посовещавшись, всех их расстреляли".
Автор: Татьяна Субботина