Краеведческие книги Ольги Вавиленко
Ссыльные выращивали в подхозе "Миндерлинский" настоящие яблоки
Шофёр Василий Невмержицкий (второй слева) был передовиком производства
Племянница маршала Тухачевского Марианна Владимирова отбывала ссылку в
Сухобузимском районе
Этот пропуск был выдан Юрию Томскому в совхозе "Таёжный
Карточка ссыльного Усудима Ясудика
Тридцать шестой год я живу в Сухобузимском районе, столько же работаю в редакции газеты "Сельская жизнь". Тридцать лет была главным редактором. Как и большинство коллег, писала о земляках.
Занялась однажды очерком о краеведе Викторе Александровиче Аференко. Слушала-слушала его эмоциональные рассказы и, можно сказать, пропала... Подхватила-таки изыскательский вирус, не ведая тогда, как много труда потребует подготовка краеведческих публикаций.
Но проявившийся читательский интерес способствовал тому, чтобы полностью погрузиться в работу по добыванию фактов из истории района. Идти по проторённой дорожке было неинтересно. Хотелось найти что-то особенное, рассказать о неизвестных ранее или малоизвестных событиях и людях.
И вот уже более 10 лет веду в газете две рубрики -"Сухобузимский район: люди, даты, события" и "Неизвестные страницы истории". Удалось найти необычные судьбы, удивительные события, в разные времена происходившие на территории современного Сухобузимского района. Раскопки кургана близ села Седельниково в 1903 году, обнаружение Атамановской писаницы, ледяной поход Каппеля по реке Кан, изъятие церковных ценностей в 1922 году.
Основой рассказа о добыче золота на реках Большая и Малая Кузеева послужил старинный рукописный атлас золотых приисков Канского округа, переданный в местный музей собирателем древностей Михаилом Кошкаревым.
Оказалось: прошлое района таит в себе не просто отдельные "белые пятна". Есть и сплошные. И связаны они с политическими репрессиями 1920--1950-х годов, которые в районе ещё никто не изучал.
Мы в редакции, конечно, знали, что в сталинские времена в наших местах действовали исправительно-трудовые лагеря, что маялись в ссылке люди разных национальностей. Но даже не подозревали, что подавляющее большинство репрессированных -ни в чём не повинные люди.
Начали публиковать списки и короткие справки о незаконно осуждённых сухобузимцах, выбирая их имена из томов "Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края". Пришли первые читательские отклики. Люди со слезами благодарили нас, когда узнавали из газеты о горькой судьбе канувших в небытие родственников.
Позвонила невестка Филиппа Ивановича Худоногова, попросила уточнить его судьбу. Считалось, что он расстрелян за измену Родине. Из его четверых детей в живых осталась дочь Галина Филипповна -84 лет, совершенно слепая. С внуком солдата начали делать запросы в разные ведомства и, в конце концов, получили копию архивно-следственного дела.
Выяснилось: красноармеец был осуждён Военным трибуналом на 10 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) за антисоветскую агитацию, в 1942 году попал в Ягринлаг Архангельской области, где через 15 дней скончался при невыясненных обстоятельствах. Спустя 69 лет дочь солдата наконец узнала: её отец никогда не изменял Родине. Он вообще ни в чём не был виноват. Его погубила пара неосторожных фраз.
Таким же образом -с помощью архивного уголовного дела -удалось выяснить судьбу Ивана Никифоровича Рогулева. И его дочь Ева Ивановна Ворсина (Рогулева) в 92 года узнала, что отец умер не в 1942 году в лагере от болезни, как официально сообщили семье, а расстрелян 30 декабря 1937 года.
Вместе с ним были казнены пять членов мнимой "контрреволюционной группы", состоящей из малограмотных мужиков из глухой деревеньки Усть-Кан. Следствие по делу шло целых 9 дней. Несчастных колхозников обвинили в том, что они "систематически вели к/р агитацию... высказывали террористические намерения в адрес руководителей ВКП(б) и Советского правительства".
Мне не составило никакого труда передать копии документов дочерей Худоногова и Рогулева в управление социальной защиты населения, ведь справки о реабилитации уже были собраны. Вскоре пожилым женщинам был присвоен статус лиц, пострадавших от политических репрессий, назначена доплата к пенсии, установлены льготы. Позже ещё нескольким землякам я помогла узнать о судьбах пропавших отцов, а детям "врагов народа" -получить статус реабилитированных лиц.
Постепенно выяснилось: в районе были репрессированы сотни людей (может быть, и тысячи, никто не считал), а в 1930--1950-х годах он стал ещё и местом сбора "вредных" и "опасных" для государства элементов более 40 национальностей.
Близ Енисейского тракта в 1935 году разместили сельскохозяйственную колонию, в 1941 году на её основе создали Миндерлинский совхоз НКВД (позднее подсобное хозяйство УМВД -УМГБ -УКГБ). На отделениях совхоза "Таёжный" -подсобного хозяйства Норильского комбината, Норильского ИТЛ -с 1942 года находились отдельный лагерный пункт, лагерные командировки, а с 1950-го -лаготделение N 25 Норильского ИТЛ, с 1952-го -и лаготделение N 26. В посёлке Шилинка действовало отделение ОТБ-1 -Особого технического бюро, собравшего высокообразованных специалистов из числа заключённых и ссыльных.
В Сухобузимском районе отбывали наказание немало известных людей. Комбриг Василий Шипов, член Высшей военной инспекции РККА, сотрудник личного секретариата народного комиссара по военным делам Сергей Баландин, профессор Борис Цомакион, основатель заповедника "Столбы" Александр Яворский, писатели Ян Скрыган и Анатолий Горелов, художник Андрей Галядкин, архитектор Геворг Кочар, синолог Алексей Штукин, директор научно-исследовательского института Вера Ревзина, учёный-агроном, писатель Николай Супруненко, альпинисты Арий Поляков и Владимир Кизель. Летом на полянах дома отдыха "Таёжный" команду норильских футболистов тренировал Андрей Старостин.
Жили на поселении родственники политиков, военачальников, общественных деятелей. В их числе младший сын М. Томского Юрий Томский, невестка Г. Зиновьева Берта Левина, племянница маршала М. Тухачевского Марианна Владимирова, вдова известного философа Я. Стэна Валерия Стэн, внучка украинского поэта И. Франко Вера Франко, родственник Н. Лакобы Мустафа Джих-оглы (Мусто Джихашвили), семьи генералов Николая Трубецкого и Сергея Честохвалова, советского консула Вернера Вальтера.
Среди спецпоселенцев находилось немало иностранных подданных -деятель Коминтерна итальянец Эдмондо Пелузо, философ из Японии Ясудика Усидима, его соотечественник Хирата Хидео, лётчик люфтваффе Генрих Шумахер, граждане Венгрии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Польши, Китая, Северной Кореи.
Чтобы узнать подробности из жизни ссыльных, я записываю воспоминания жителей района, ищу потомков репрессированных по всему свету. Веду обширную переписку с архивами, людьми, проживающими в разных регионах страны и за рубежом -в Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Беларуси, Казахстане, США, Израиле.
Удалось издать две книги на тему политических репрессий -"Таёжный" на карте архипелага", "Летопись страданий и мужества". В типографии заканчивается вёрстка третьей -об истории Миндерлинского подхоза. Все издания содержат большое количество исторических фотографий и документов, ранее не публиковавшихся.
Вернулись из небытия сотни невинных жертв политического террора, восстановлены их честные имена.
Ольга ВАВИЛЕНКО,
Заслуженный журналист РФ.
Сухобузимское.
Подробнее: https://krasrab.ru/news/stati/18686
Красноярский рабочий 21.09.21