Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«”Мемориал” – вишенка на торте, который придется есть всем»: Алексей Бабий о ликвидации правозащитного центра


Председатель красноярского «Мемориала»* Алексей Бабий прокомментировал ликвидацию правозащитной организации. Почему решение суда было ожидаемым и как центр будет жить дальше – Бабий рассказал «ТВК Красноярск».


ТВК. Председатель красноярского «Мемориала»* прокомментировал ликвидацию правозащитного центра

 

Решение суда о ликвидации «Мемориала»* было ожидаемым? Как прошел суд?

«Я следил за процессом, был стрим – я слушал, смотрел, читал. Конечно, ожидал, что “Мемориал”* ликвидируют. Это все нужно смотреть в контексте. Я уже говорил, что все ликвидируется горизонтально. “Мемориал”* был большой шишкой на этой плоскости, поэтому ее снесли одной из первых. Эта же участь ожидает всех, включая даже садоводов, пчеловодов и так далее. Все, что не рождено государством, будет уничтожено. Единственная иллюстрация к судебному процессу – суд из “Алисы в Стране Чудес”, который происходил в королевстве. Тут не было ничего неожиданного».

Правозащитники считают ликвидацию «Мемориала»* «политическим решением». Так ли это?

«Дело не столько в “Мемориале”*, а в том, что живет что-то живое и jn государства независимое. Государство в том виде и в том состоянии, в котором оно сейчас находится, оно это живое будет всеми силами уничтожать. И на нас оно не остановится. Я должен сказать, что ликвидация “Мемориала”* – это так, вишенка на торте. Думать всем надо даже не об этом, а о том, что этот торт придется в ближайшие годы есть. Я вам говорю, что он невкусный. А есть его придется полнjq ложку».

Что будет дальше с красноярским «Мемориалом»*?

«Красноярский “Мемориал”* – не отделение, а самостоятельное юридическое лицо. Но там [в решении суда] была формулировка “включая структурные подразделения”, соответственно нас тоже уничтожат, я так думаю. Организации, счетов в банке, каких-то представительств – этого не будет. Но мы-то остаемся, живые люди. Мы продолжаем работать, несмотря на то, что у нас не будет организации в том виде, в каком она предусмотрена законодательством – то есть, юр.лицо, членство, протоколы собрания. Мы уходим, что называется, в Астрал, то есть в виртуальное пространство. Будем там жить»

Почему не помогла общественная поддержка?

«Вертикальному государству абсолютно пофиг, что думает общество. Как в целом, так и отдельные граждане. Оно решает исключительно свои проблемы, а наши – решать не собирается», – заключил Алексей Бабий.

 

Напомним, в поддержку «Мемориала»* выступало общество, в том числе лауреат Нобелевской премии мира и главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов, народная артистка Лия Ахеджакова, лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук, писатель и драматург Людмила Петрушевская. Граждане выходили на пикеты.

Напомним, Верховный суд ликвидировал «Международный Мемориал»*. Генпрокуратура обвинила правозащитный центр в том, что они избегали маркировки «иноагента» в своих материалах.

Правозащитный центр «Мемориал»* появился в 1980-х гг. В него вошли независимые организации. «Мемориал»* изначально занимался исследованием политических репрессий СССР, выявлением преступлений тоталитарных режимов XX в. Также общество занималось реабилитацией и увековечиванием памяти жертв репрессий и помощью их семьям. Однако, по Уставу организации, ее цели намного шире – они касаются развития демократического правового государства и гражданского общества, преодоления тоталитарных стереотипов и утверждения прав личности в политике и обществе.

В «Мемориал»* входят 74 организации – часть из них занимаются историко-просветительской работой или увековечиванием памяти репрессированных, другая – защищает права и свободы.

*Правозащитное общество «Мемориал» включено Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иноагента.

ТВК 29 ДЕКАБРЯ 2021


/Документы/Публикации/2020-е