Сегодня ретроградный пост. Планировал приурочить его к 8 марта, да немного закрутился в делах своих праведных - поэтому выкладываю его только сейчас)
В имперской России 1750-1850х годов существовало уникальное явление - крепостные театры, самые известные из которых принадлежали Шереметевым, Юсуповым, Апраксиным. В таких театрах великолепные певцы и балерины, драматические актёры, игравшие не хуже профессионалов, находились в совершенно бесправном положении, в котором самым страшным была полная зависимость от капризов хозяина.
Фото из свободного доступа в сети Интернет.
Может быть это была очередная гримаса истории, может кто-нибудь увидит в этом элемент исторического возмездия, но в начале своей истории норильский драматический театр де-факто был полукрепостным, роль помещиков играли власть предержащие функционеры из администрации Норильлага, а в театральной труппе одной из самых заметных фигур была настоящая княжна из ярославских князей Урусовых!
Евдокия (Эдда) Юрьевна Урусова (10 [23] ноября 1908, Москва, Российская империя — 23 декабря 1996, Москва, Россия) — советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (23.03.1977), народная артистка РСФСР (14.10.1988).
Фото из свободного доступа в сети Интернет.
1908, 23 ноября. — Родилась в Москве. Потомственная княжна. Отец – князь Юрий Дмитриевич Урусов (1878 г. р.). Мать – Евдокия Евгеньевна (Евдокия Салиас де Турнемир, дочь писателя Евгения Салиаса де Турнемир, 1882–1939). Сестра – Елена, брат – Кирилл. Получение широкого образования (прекрасно пела, владела иностранными языками, танцевала, декламировала стихи и прозу).
До окончания средней школы – занятия параллельно в студии театра.
1920-е гг. — Съемки в кино. С первых же ролей проявила себя как актриса комедийного дарования.
1928. — Окончание Студии им. М.Н. Ермоловой у Н.П. Хмелева и зачисление в труппу его театра (позднее – театра имени М. Ермоловой).
1928–1938. — Актриса театра им. М.Н. Ермоловой, на основных (ведущих) ролях.
Муж – артист театра им. Ермоловой Михаил Унковский – принадлежал к известной семье (дед - адмирал И.С. Унковский командовал фрегатом «Паллада», плавание которого описано в книге И. А. Гончарова).
1935, начало. — Арестованы отец Ю.Д. Урусов, младшая сестра Е.Ю. Раевская, муж сестры С.П. Раевский.
1936, февраль. — Доставлена в Москву из политизолятора сестра Е. Раевская. Состоялось ее свидание с матерью и пятилетним сыном и объявлен приговор: 10 лет без права переписки.
1938, начало. - Представлена к званию Заслуженной артистки РСФСР.
1938, май. — Арест ведущих артистов театра, среди них муж, Михаил Унковский. Постановлением Особого совещания все они были осуждены на 8 лет заключения в ИТЛ.
1938,17 июня. — Арест Эды на вокзале перед отходом «Красной стрелы», на которой театр выезжал на гастроли в Ленинград. Следователь Эдельман вел допрос на Лубянке. Перевод из внутренней тюрьмы на Лубянке в Таганскую тюрьму.
1938, 20 июня. – Постановление тройки УНКВД по Московской области – осуждена по ст. 58 за контрреволюционную деятельность к 10 годам ИТЛ.
1938, сентябрь. — Объявлен приговор тройки. Этап эшелоном на Восток.
1939, декабрь. — Смерть матери от рака желудка в возрасте 57 лет. Официальным опекуном сына Э.Ю. Юрия стал ее брат Кирилл Юрьевич Урусов.
1942. — В ответ на запрос Э,Ю. получение официального извещения о смерти мужа – Михаила Унковского.
1938–1947. — Срок отбывала в Буренинском пункте Дальлага, работала в топографическом отряде, играла в лагерном театре, затем была дояркой, счетоводом. Перевод в женскую колонну на станции Известковая. Актриса и режиссер театра КВО Восточного Управления МВД Бамлага. Работа в театре политотдела МВД на Дальнем Востоке и Хабаровском крае. От Комсомольска-на-Амуре стройку вели заключенные Бамлага, от Советской Гавани – с Колымы. Голод. Дорога продвигалась к океану, и театр двигался вслед за строителями. У Эды Юрьевны разыгралась жесточайшая язва.
1947, 17 июня. — Досрочно освобождена, но некоторое время продолжала работать по вольному найму в концертной бригаде Постройкома Ургальского строительства лагеря №4 НКВД СССР.
1948, весна. — Приезд в Москву вместе со своим другом Александром Ивановичем Блохиным, ставшим мужем. Жизнь в г. Александрове, в Москве - наездами.
1948, лето. — На актерской бирже нашла работу в Угличском драматическом театре.
1949, январь. — На зимние каникулы приезжает сын, закончивший 10-й класс.
1949, 15 мая. — Второй арест прямо на сцене и помещение в Ярославскую тюрьму, отправка в бессрочную ссылку в Красноярский край. Знакомство с актером Г.С. Жженовым в пересыльной тюрьме в Красноярске.
1949, 28 октября. — Доставлена в таежное село Тасеево Красноярского края, неподалеку от деревни, где была Наталья Сац, и выпущена на поселение вместе с группой таких же ссыльных.
1950, к весне. — Получение приглашения в Драматический театр в Норильске, который относился к тому же Красноярскому краю. Приезд мужа А.И. Блохина в Тасеево.
Стенд, посвященный Э.Ю. Урусовой. Размещен в современном здании Норильского драматического театра.
Фото автора.
1950–1954. — В Заполярном театре драмы в Норильске сыграно множество различных ролей.
1955, весна. — Ссыльным выданы чистые паспорта. Освобождение.
Возвращение в Москву с жестокой язвой и дистрофией последней степени. Лечение в Институте им. Склифосовского.
1956. — Реабилитация. Предоставление комнаты в коммунальной квартире. Обращение в Министерство культуры РСФСР с просьбой о возвращении в театр. Возвращение в театр имени Ермоловой. Успешная работа мужа руководителем танцевального коллектива в художественной самодеятельности. Выделение театром однокомнатной квартиры.
Работа у Бориса Львова-Анохина в Новом драматическом театре. Её последняя роль – в спектакле «Письма Асперна».
1996, 23 декабря. — Скончалась Э. Ю. Урусова. Похоронена в г. Москве на Введенском кладбище.
Первое здание Норильского Заполярного театра драмы имени Вл. Маяковского.
Фото из свободного доступа в сети Интернет.
Из воспоминаний самой актрисы:
«Это было лето 1950 года, - вспоминала Урусова о своём прибытии в Норильск. - Театр пуст — все уехали в отпуск. На месте директор и кое-кто из актеров. Меня встретила одна актриса из Тбилиси, Евстратова (впоследствии она сыграла в фильме Кулиджанова «Преступление и наказание» старуху-процентщицу). Она никуда не поехала, видно, у нее никого не было. Она нас встретила, угостила чаем, поила-кормила, всячески привечала. А мы продавали на рынке чеснок и на эти деньги питались.
К началу сезона стали съезжаться артисты. Тогда я впервые увидела Смоктуновского. Это был скромно, даже бедно одетый — в каком-то пиджачке, с рюкзаком за спиной — несколько сутулый юноша. (Когда я смотрела «Берегись автомобиля», Деточкин напомнил мне того Кешу, какого я знала в Норильске, - только он тогда был моложе. Но походка, сутулость и весь вид человека не от мира сего, отстраненного, чудаковатого — из того времени.) Он держал себя очень замкнуто, очень скрытно, почти ни с кем не разговаривал. Но с нами у него сложились самые дружеские отношения; мы жили все рядом в коридоре на втором этаже актерского дома — он, я с мужем, Жженов с женой. Но по-настоящему дружил только с Жженовым: Смоктуновский нуждался очень, и Жженов ему всячески помогал.
Театр в Норильске был очень хороший. В его труппе играли актеры из Москвы, Ленинграда и из других городов. Кое-кто приезжал в Норильск, чтобы, получая северную надбавку, увеличить свою пенсию.
Главным режиссером был Дашковский, немолодой, интеллигентный человек и довольно сильный, опытный режиссер. Он не навязывал актерам своего решения, охотно шел навстречу актерам: с ним было просто и легко.
Он себя неважно почувствовал и уехал на юг. Его сменил Кякшто, но он недолго был у нас. А до этого, примерно за год до моего прихода, главным режиссером работал бывший актер Дикого — Никандров, замечательный актер. Рассказывали, что это был хороший период в жизни Норильского театра.
Уровень спектаклей был значительно выше ряда провинциальных театров. Прежде всего, намного выше был уровень актерского исполнения, ибо туда приезжали артисты высокой профессиональной квалификации... Актеры стремились в Норильск — в театре был хороший репертуар, хорошая труппа, толковые режиссеры, а кроме того, здесь хорошо платили, давали квартиры, вообще, это был богатый город. А самое главное — это был театральный город, театр всегда был полон.
Хорошими спектаклями были «Бешеные деньги» и «Не все коту масленица» А.Островского, «Зыковы», «Последние», «Сомов и другие» М.Горького, «Калиновая роща» А.Корнейчука. Особенным успехом пользовался «Шельменко-денщик» Г. Квитка-Основьяненко. В нем великолепно комедийную роль неудачного жениха Лопуцьковского играл Смоктуновский. А я — Аграфену Семеновну. Был он занят и в слабой пьесе Поташова «За здоровье молодых», роль тоже комедийная. Хорошо играл Петра в «Последних». Мы вместе были заняты и в спектакле «Близкое» Ю.Чепурина.
Однажды мы с Жженовым сидели в партере и смотрели, как Кеша репетирует. Ведь всегда интересно смотреть, как это делает хороший, большой актер. Он репетировал роль не то итальянца, не то испанца — в шляпе с большим страусовым пером, в плаще, в высоких сапогах. Это было настолько здорово, что мы только восхищенно переглядывались. Я помногу раз смотрела во всех ролях Михаила Чехова. Без преувеличения могу сказать, что репетицию Смоктуновского я могу сравнить с впечатлением от игры Чехова».
Сам Иннокентий Смоктуновский в свою очередь рассказывал:
«Я, конечно, был тогда еще очень молод и порой даже обижался на этакое снисходительное отношение ко мне старших товарищей. Но сегодня, через многие годы, я могу признаться, что я тогда просто восхищался талантом Урусовой-актрисы, ее талантом настоящего, большого человека, всегда готового прийти на помощь в любой беде».
После реабилитации в 1956 году Эдда Урусова вернулась к обычной жизни.
Конечно, творческая карьера актрисы проходила в Московском драматическом театре имени Марии Николаевны Ермоловой, однако немало хороших, запоминающихся ролей (не менее сорока) было сыграно и в кино. Напомню некоторые из них.
"Братья Карамазовы" (Марфа Осиповна), 1968 г.
Фото из свободного доступа в сети Интернет.
"12 стульев" (Клавдия Ивановна Петухова, тёща Воробьянинова), 1971.
Фото из свободного доступа в сети Интернет.
"Ларец Марии Медичи" (Вера Фабиановна Чарская, потомственная дворянка, урождённая Декальве), 1980.
Фото из свободного доступа в сети Интернет.
"Курьер" (Агнесса Ивановна, бабушка Кати), 1986.
Фото из свободного доступа в сети Интернет.
Все вышеперечисленные роли объединят то, что в них Урусова присутствует в амплуа человека, как говорили во времена Зощенко "из бывших", "из прежней жизни", чудом (без кавычек!) уцелевший осколок Российской империи...