Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

От завклуба в Норильлаге до героического летчика-испытателя.


Давным-давно хотел начать серию небольших заметок про Героев Советского союза и полных кавалеров ордена Славы, судьба и биография которых так или иначе связана с Норильском (увы, с Норильлагом и ГОРЛАГом тоже) - родились, жили, работали, отбывали наказание, просто бывали по разной надобности или в других регионах участвовали в проектах, связанных с Норильском.

Итак, первая часть жизни нашего героя вполне обычна:

Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области.
С 1934 года жил в посёлке Лопасня (ныне — город Чехов) Московской области. Работал токарем на механическом заводе.
В 1936 году окончил 3 курса Подольского индустриального техникума.
В 1936-1938 годах — токарь Лианозовского вагоноремонтного завода.
В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб.
В Красной Армии с 1938 года.
В 1939 году окончил Энгельсскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
В 1940-1942 годах — лётчик-инструктор Забайкальской ВАШЛ (г. Улан-Удэ).


1940 год. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

С 1942 года вновь служил в строевых частях ВВС.
Участник советско-японской войны: в августе-сентябре 1945 года — штурман 718-го истребительного авиационного полка (Забайкальский фронт); согласно наградного листа к Ордену Отечественной войны I степени совершил 6 боевых вылетов, из которых 3 на разведку и 3 на прикрытие наступающих войск.


1945 год. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

В 1945 году был репрессирован...

Думаю, что внимательный читатель уже понял, что речь идет о заслуженном лётчике-испытателе СССР (1964 г.), Герое Советского Союза (1964 г.) Гарнаеве Юрии Александровиче (1917-1967).

Так за что же летчик попал под трибунал и впоследствии оказался в Норильске?

В обязанности Гарнаева входило составление учебных планов летной подготовки. Данные планы считались секретными документами. Преступление Гарнаева заключалось в том, что когда возникла необходимость перепечатать план (изготовить на печатной машинке копию), то он отдал его машинистке, которая не имела допуска к работе с секретными документами. Об этом узнала военная контрразведка и в итоге Гарнаев был осужден на три года лишения свободы.

Отбывал наказание следующим образом:

дек. 1945 – май 1946 Токарь Мех. завод МВД г. Ворошилов-Уссурийск

май 1946 – май 1947 Технолог Мех. завод МВД г. Ворошилов-Уссурийск

май 1947 – апр. 1948 Старший диспетчер завода Мех. завод МВД г. Ворошилов-Уссурийск

апр. 1948 – окт. 1948 Зав. Клуба КВО Норильска г. Норильск

О Норильском эпизоде биографии героя как раз практически ничего не известно...

КВО расшифровывается как Отделение культурно-воспитательной работы, задачами которого являлись: а) перевоспитание заключенных, осужденных за бытовые и должностные преступления на основе высокопроизводительного общественно-полезного труда;
б) содействие наиболее эффективному и рациональному использованию труда всех заключенных на производстве для выполнения и перевыполнения производственных планов.
Кстати, Норильский заполярный театр драмы тоже изначально относился к КВО Норильлага.

Заведующим клубом Юрия Гарнаева, я думаю, назначили неслучайно: во-первых, малосрочник, не антисоветчик и не предатель, во-вторых, имел определенные творческие задатки - писал стихи и музицировал.

Судимость, фактически, ставила крест на карьере летчика и закрыла путь практически на любую значимую должность в авиации, однако Юрий Гарнаев не сломался и стал великолепным и заслуженным летчиком-испытателем, одним из лучших! Например, испытывал МиГ-21Ф на максимальную скорость; Ту-104 на режимы невесомости; первым поднял в воздух самолет вертикального взлета и посадки Як-36.


1952 год. Изображение из свободного доступа в сети Интернет


Вместе с Юрием Гагариным.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (1964 г.) Гарнаев Юрий Александрович (1917-1967)


Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Однако жизнь и карьера Юрия Гарнаева трагически оборвались.

В своё время Гарнаев принимал участие в испытаниях новейшего тяжелого вертолета Ми-6.


Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Позже на базе Ми-6 был разработан и построен специальный пожарный вертолет Ми-6ПЖ.


Изображение из свободного доступа в сети Интернет

От базовой модели он отличался отсутствием "крылышек" и встроенной ёмкостью на 12 тонн воды. Данная модификация вместе с другими образцами советского авиапрома экспонировалась во Франции на знаменитом международном авиасалоне в Ле-Бурже.


Изображение из свободного доступа в сети Интернет

В 1967 году на юге Франции в районе Марселя бушевали сильные лесные пожары и по соглашению с правительством Франции СССР направил в помощь вертолет Ми-6ПЖ, экипаж которого возглавлял Юрий Гарнаев.


1967 год. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Была жара +40, при снижении над очагом пожара обшивка вертолета разогревалась до +200. Напряжение экипажа было чудовищным, выполняли по 20-30 вылетов в день! Летать приходилось полуголыми.


1967 год. Изображение из свободного доступа в сети Интернет
6 августа 1967 года произошла катастрофа:

Экипаж летчиков-испытателей ОКБ Миля и ЛИИ выполнял полеты по соглашению с Департаментом гражданской обороны Франции по тушению лесных пожаров в горном районе северо-западнее Марселя. На борту находились 7 членов советского экипажа, а также французские пилот и переводчик. При маневрировании в условиях ограниченной видимости произошел удар хвостовой балкой о склон. Вследствие разрушения хвостовой балки вертолет потерял управляемость, столкнулся с землей, полностью разрушился и сгорел.

По экономическим и политическим причинам сближение и сотрудничество СССР и Франции вызвало противодействие со стороны США.

По одной из версий причин гибели экипажа была диверсия, которую выполнил, завербованный ЦРУ бортрадист-переводчик Мишель Пупан (француз с гражданством США), который летал с нашим экипажем. Наши его в чём-то подозревали, поэтому старались всегда брать его в каждый полет. В день катастрофы он, естественно, не полетел, а зато вертелся в районе гибели с видеокамерой. Эта версия представляется мне сомнительной по следующим основаниям. Вместе с советским экипажем в составе: командира корабля – Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю.А. Гарнаева, второго пилота Ю.Н. Петера, штурмана В.Ф. Иванова, бортинженера С.А. Бугаенко, бортрадиста Б.Н. Столярова, инженеров-испытателей А.Я. Чулкова, В.П. Молчанова, погибли два французских специалиста: Сандоз и Тэпфер. Расследование вела французская сторона, соответственно, если бы в ходе расследования возникли хоть какие-то подозрения, что ЦРУ и США прямо причастны к гибели двух французских граждан, то такое никто из пострадавших сторон не стал-бы замалчивать, тем более, что в те годы Франция вышла из НАТО и вела курс на самостоятельную от США и НАТО внешнюю политику.

На месте трагедии установлен небольшой монумент.


Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Такой вот завклубом из Норильлага!

 

Дзен severok1979 16.05.2021


/Документы/Публикации/2020-е