Представляем красноярскую выставку о лишенцах: истории столетней давности — на территории актуального искусства
Музейный центр «Площадь мира». Световая инсталляция «Свобода». Фото с сайта
музея
В России вступил в силу новый закон об иноагентах. Не знаю, разумно и справедливо ли сограждане пренебрегали знакомством с современным законотворчеством, но очень многим из них игнорировать последний закон просто не получится.
Вместе с ним в нашу общую жизнь входит ряд нормативных актов по этому профилю, также ждет подписи президента направленный ему 30 ноября Совфедом закон, вносящий соответствующие дополнения и изменения уже в этот базовый федеральный закон, только что вступивший в силу, и в 39 других федзаконов.
Законодательство страны меняется, легализуется деление на граждан двух сортов. Даже не так: на просто граждан и «токсичных» граждан, контакт с коими чреват.
Вспоминайте, что мы прежде читали о дискриминации, да и, наверное, сегрегации на Западе.
Впрочем, у нас есть свой опыт лишения гражданских прав отдельных групп населения — исконный, посконный.
28 октября в красноярском музейном центре «Площадь мира», крупнейшем за Уралом музее и площадке современного искусства (бывшем музее Ленина), открылась выставка о лишенцах.
Это — выстрел в десятку, нет ничего современнее, актуальнее, чем презентация столетней давности процессов, тоже начинавшихся для народной массы с какой-то чепухи.
Председатель Красноярского «Мемориала» (непосредственно это историко-просветительское общество не внесено в реестр иноагентов, но оно является одним из коллективных членов Международного «Мемориала», признанного государством иноагентом и ликвидированном) Алексей Бабий на первом стенде выставки объясняет:
«Лишение избирательных прав не принято считать ущемлением прав и свобод: мол, я тоже никуда не избираюсь и голосовать не хожу, какая же это репрессия? Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» также не относит лишение избирательных прав к политическим репрессиям. На самом деле лишение избирательных прав влекло за собой ущемление прав и свобод, включая право на жизнь, приносило страдания миллионам людей. В городе лишенцы были обречены на безработицу, а в деревне — на разорение и высылку».
Нынешнее законотворчество насчет иноагентства тоже начиналось какой-то ерундой.
По пятничным вечерам погруженные в политику ждали очередного короткого списка имен. В тот час и, может, еще утром в субботу это обсуждали, виновников поздравляли. И все это — будто бы шутки, почетные списки и т.д. Но вот это уже воронка, и она будет втягивать народ так, как втягивала здесь всегда — смотрите и читайте красноярскую выставку. И читайте новый закон. Это может коснуться, а значит, уже касается каждого.
Это — лишь часть экспозиции выставки.
Получая разрешение у Бабия на публикацию его выставки на нашем сайте, спросил, насколько беспроблемно она устраивалась.
— Мы решали, что нам делать 30 октября — традиционно мы собирали репрессированных в музейном центре. В этом году это сделать не получалось. Но музейщики говорят: у нас с прошлого года заложены деньги на выставку, и ее нам все равно придется делать. Вот мы с художником и дизайнером Вадимом Марьясовым и сделали — о лишенцах.
Собирая Книгу памяти, много работал с архивами по крестьянству и набрал уйму интересного материала. У меня есть своя концепция этой темы, ее можно изложить, и все теперь говорят, что выставка получилась, она чуть ли не первая на эту тему, ею историки, журналисты мало занимаются, и я бы, наверное, уже два раза защитился, если б был историком и если б мне это было нужно.
Больше всего мне нравится заявление одной женщины — чистый Андрей Платонов, его язык: «Когда исполнилось 17 лет то я как имея хорошее бедняцкое поведение вышла замуж за гражданина с. Ельник Меркулова Акима Михеевича каковой лишен права голоса и выселен на выселок. Но я как проживя с ним 10ть лет в плохом настроении жизни как нелюбя из бедного класса я с ним порвала житейскую связь в Березовском райисполкоме при отделе Зап. Актов Граж. Сост.».
Что до нового закона об иноагентах, то он классический советский — обложить человека так, чтобы он непременно что-нибудь нарушал, не важно что. А дальше — пока ты свой, тебе все простится, а как кому-то понадобилось тебя съесть, то вот законное обоснование.
Выставка — это очень краткая выжимка, подробней о явлении — на сайте Красноярского «Мемориала».
Алексей Тарасов, обозреватель