Пе-2
Изучая четверть века тому назад надзорное производство по одному необычному делу, не мог понять, почему эти люди (в отличие от всеми известного М.П. Девятаева) после побега из фашистского плена сразу на 3 самолетах, были признаны не героями, а преступниками…
Этот необычный побег – самый массовый в истории по числу угнанных самолетов – связан с именами трех советских летчиков: старшего лейтенанта Владимира Сергеевича Москальца, лейтенанта Пантелеймона Владимировича Чкуасели и младшего лейтенанта Арама Саркисовича[1] Карапетяна.
Все трое в годы войны оказались в немецком плену.
Москалец воевал на Карельском фронте командиром авиазвена 80-го бомбардировочного авиаполка, летал на самолетах СБ-2М и Пе-2, совершил 66 боевых вылетов. 10 марта 1943 года его самолет был сбит огнем зенитной артиллерии противника. Выпрыгнув на парашюте, он оказался в финском лагере. Потом была тюрьма в Таллине, лагерь в Ангербурге и, наконец, Морицфельде, где собирали летчиков, давших согласие на сотрудничество с Люфтваффе.
В.С. Москалец
Чкуасели воевал на Калининском и Волховском фронтах, был командиром звена 703-го штурмового авиаполка, совершил более 100 вылетов. Зимой 1943 года его штурмовик Ил-2 был расстрелян немецкими истребителями Ме-109. В плену, до Морицфельде, он прошел тюрьмы и лагеря в Пскове, Риге и Ангербурге.
Карапетян летал на дальнем бомбардировщике ДБ-3Ф, потом тоже пересел на штурмовик Ил-2, на котором воевал в составе 800-го штурмового авиаполка. 26 ноября 1942 года во время атаки на эшелон самолет Карапетяна был подбит. Покинуть горящий Ил-2 на малой высоте он не мог и, после того как его вытащили в бессознательном состоянии из рухнувшего на землю самолета, попал в госпиталь для военнопленных, а потом в Ангербург и Морицфельде (ныне - на окраине г. Черняховска в Калининградской области).
А.С. Карапетян в плену
Еще в Ангербурге летчики подружились - украинец из гор. Славянска Донецкой области Украинской ССР, грузин из села Мумалари Чхороцкуского района Грузинской ССР и армянин из гор. г. Ахалцихе Грузинской ССР. Они договорились держаться вместе и при первой возможности бежать к своим. Именно с этой целью они и дали согласие войти в состав «1-й восточной эскадрильи» под командованием белоэмигранта капитана Михаила Тарновского и в январе 1944 года были переброшены в гор. Двинск.
В этом, как оказалось, было принципиальное отличие от дерзкого побега Девятаева. Он бежал из плена. Они согласились сотрудничать с немцами. Хотя цель, которую летчики преследовали, пойдя на такой шаг, была как раз и направлена на то, чтобы вырваться из плена.
Их посадили на старые самолеты Arado Ar-66C и Gotha Go-145A, в которые бензин немцы заливали в мизерном количестве. Хватало только на взлет и посадку. Тем не менее, находясь в Двинске, летчики постоянно искали связи с партизанами и даже вышли на них через связную, но в это время эскадрилью срочно перебросили на Лидский аэродром в Белоруссию. Побег этих людей, организованный совместно с партизанами бригады особого назначения НКВД, напоминает остросюжетный детектив.
Фашистский самолет Arado Ar-66C
В Лиде Карапетян познакомился с земляком - бывшим солдатом 147-го отдельного стрелкового полка – Ованесом Тополяном работавшим в плену водителем легкового автомобиля. Он попросил его о помощи. На своей полетной карте показал Тополяну место базирования бригады "Неуловимые", которое было обнаружено с воздуха, и просил связаться с ними.
Тополян не подвел земляка и вскоре Карапетян встретился со связной этой бригады Александрой Виноградовой. Карапетян сразу же заговорил о перелете. Но ему была передана просьба командира отряда майора Анатолия Морозова - собрать информацию о планах немцев на предстоящие боевые действия и прощупать личный состав всей «1-й восточной эскадрильи» на предмет готовности к побегу. Карапетян согласился и продолжал поддерживать связь с партизанами, несколько раз предупреждал их о готовившихся авианалетах. Кроме того, трое друзей подготовили и помогли осуществить побег наших пятнадцати техников и мотористов с Лидского аэродрома.
Когда среди летчиков пошли разговоры о предстоящей переброске эскадрильи к новому месту базирования, Карапетян вновь встретился с Виноградовой и попросил ускорить рассмотрение вопроса о перелете. Было принято решение лететь 3 июля 1944 года, причем в любую погоду. Посадочная площадка была подобрана партизанами у деревни Белый Берег.
Самолеты беглецов были двухместными. Каждый летчик взял с собой по одному пассажиру: Москалец - своего авиамеханика (перед взлетом к самолету подбежал Толик, сын рабочей из местной летной столовой и Москалец его тоже разместил в самолете); Карапетян - бывшего штурмана Пе-2, сбитого весной 1943 года, Юрия Лабутина-Горского; Чкуасели - девушку Симу из Ленинграда.
Взлетели прямо со стоянки, поперек взлетной полосы. И вскоре приземлились в обусловленном месте - в Налибокской пуще, на западе Минской области.
Командир партизанской бригады "Неуловимые полковник А.Г. Морозов.
Беглецы были включены в состав бригады "Неуловимые" и воевали с немцами до ее расформирования. Потом их отправили в Москву. А оттуда – в проверочно-фильтрационный лагерь под Подольском.
29 декабря 1944 года Москалец, Карапетян и Чкуасели были арестованы. На допросах они заявляли следователям, что «на службу к немцам пошли с целью быстрейшего перехода на сторону советских войск и что во время полетов на бомбометание сбрасывали бомбы на «невзрыв» и в болото»[2], но эти существенные обстоятельства были в протоколах опущены.
17 марта 1945 года военный трибунал Московского военного округа осудил их за измену Родине к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на 10 лет, с поражением в правах на 5 лет каждого. Карапетян и Москалец были направлены в Норильский, а Чкуасели - в Каргопольский лагерь.
5 июля 1945 года заключенный А.С. Карапетян прислал в Военную коллегию из пос. Дудинка заявление, в котором, в частности, писал:
«В марте 1944 года эскадрилья была переброшена в г. Лида, где я снова установил связь с партизанской бригадой особого назначения Морозова через партизанку-разведчицу Виноградову. За время нахождения в г. Лида мы подготовили и переправили в бригаду 36 человек с полным немецким вооружением. 25 июня 1944 года я получил письменное приказание командира партизанской бригады майора госбезопасности Морозова, чтобы мы втроем перелетели в расположение партизанской бригады, в которой и воевали до прихода Красной армии…»[3].
Однако это и другие заявления Карапетяна и других осужденных по этому делу летчиков, остались без ответа. Справедливость восторжествовала лишь в конце 50-х годов прошлого века, когда после проведения Главной военной прокуратурой дополнительной проверки, был поставлен вопрос об отмене незаконного приговора.
23 марта 1959 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла определение о прекращении этого дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
В определении суда говорилось: «В ходе проверки настоящего дела были допрошены бывший командир одного из партизанских отрядов Сапожников Т.С., начальник оперативного отдела партизанской бригады Волков Н.В. и другие лица, из показаний которых следует, что объяснения Чкуасели, Москальца и Карапетяна по поводу их связи с партизанским отрядом и обстоятельств перелета на сторону партизан являются правильными…»[4].
Карапетян, Чкуасели и Москалец. 1960 г.
[1] в приговоре военного трибунала указано – Сергеевича.
[2] надзорное производство военной коллегии №12143/45 по делу В.С. Москальца и др., С.20-21.
[3] там же, С.3
[4] там же, С. 30
23 марта 2022 Вячеслав Звягинцев