Чтобы не чувствовать вины за чёрное прошлое любимой страны, надо ещё и ещё раз вспомнить тех людей, которые жили рядом с нами и внесли немалый вклад в историю развития Большемуртинского района.
Девятнадцатого сентября 2023 года исполнилось 120 лет со дня рождения Михаила Ивановича Спиридонова, основателя Большемуртинской школы искусств, носящей имя её основателя.
В архиве Большемуртинского краеведческого музея хранятся воспоминания, наполненные человеческой теплотой, об этом неординарном человеке …
Валентина Евгеньевна Иванова (в девичестве Гриц) в своих воспоминаниях делится впечатлениями, которые произвёл на неё при первой встрече Михаил Иванович: «Встреча эта произошла у нас в доме, он пришёл, чтобы пригласить меня обучаться музыке и игре на каком-нибудь инструменте, так как с нового учебного года – шёл 1965 год – в посёлке начнёт работать музыкальная школа, а он там будет преподавателем. Чтобы рассмотреть меня внимательно, он надел очки в круглой коричневой оправе, и я увидела под стёклами совсем не старые и очень добрые глаза. Я больше не чувствовала смущения, и с той минуты мы подружились. Начались занятия в музыкальной школе. Появились новые друзья, новые интересы, новые трудности и радости от первых маленьких успехов. Для меня открылся новый мир – мир звуков и большой красивой музыки. Всё это благодаря замечательному педагогу, отличному скрипачу и добрейшему человеку, какие встречаются, быть может, единственный раз в жизни – Спиридонову Михаилу Ивановичу».
А вот что говорит о нём Амбрасович Лидия Ивановна, его ученица: «Нам с Борисовой Тамарой повезло, мы ходили летними вечерами играть дуэтом к Михаилу Ивановичу домой. Занимались в садике. Он расписывал нам партитуры на два баяна. Занимался с нами, давал задания на дом. Наверное, это звучало красиво, потому что люди не проходили мимо, замедляя шаг, останавливались и слушали нас. Тогда в детстве мы даже не понимали, с каким великим человеком нам суждено общаться, учиться у него, какую замечательную школу мы прошли.
Михаил Иванович – интеллигент с большой буквы. Он внёс в нашу послевоенную жизнь такую высокую культуру! Такой оставил яркий след в посёлке Большая Мурта! Такие события, как строительство районного дома культуры и открытие музыкальной школы – уже при жизни можно ставить памятник. Но важнее наша людская память о нём».
Тамара Степановна Гольцова, 1952 г.р., проживает в Большой Мурте с 1966 года. Она приехала сюда на постоянное местожительство вместе со своими родителями, пошла в школу, в 6 класс. И поскольку она человек творческий, решила записаться в танцевальный кружок при районном Доме культуры. Когда она пришла на первое занятие, в зале на втором этаже встретилась с человеком высокого роста, с бородкой, приятной наружности, обыкновенный, ничего особенного, вот только странно, он как-то наступал сразу на всю ступню …
Её мысли постоянно возвращались к этому человеку, было в нём что-то такое, что притягивало к себе. Она долгое время не могла понять, что? Доброжелательный взгляд, но почему-то из подлобья, лёгкая улыбка на лице, степенная походка, лучистые глаза.
Дважды в неделю ей приходилось с ним встречаться, так как музыкальный класс находился там же, на втором этаже. Двери класса часто были открыты, и было слышно, как дети играют на скрипке. У неё была мечта, увидеть настоящего скрипача и его волшебный инструмент, она очень любила скрипку, хотя никогда на ней не играла. Ей хотелось заговорить с этим человеком, взять в руки обворожительный инструмент, но она не решалась. Детская мечта осуществилась, и этого было достаточно. Об учителе музыкальной школы Спиридонове Михаиле Ивановиче все отзывались уважительно. Она никогда не слышала о том, чтобы его называли «ссыльным» или тем более «врагом народа», к этому времени он сумел завоевать уважение и авторитет человека целеустремлённого, трудолюбивого, может быть потому, что уже был реабилитирован. Со своими учениками Михаил Иванович всегда был вежлив, ни разу она не слышала, чтобы он кричал или высказывал недовольства по поводу нерадивости своих учеников. не получалось, сам брал в руки скрипку и играл, объясняя ошибки, возможно ту, которая находится теперь в Большемуртинском краеведческом музее. Это потом, гораздо позже, уже когда стала совсем взрослой, она узнала о том, что этот человек из «бывших врагов народа», и почему так ходит, но уважение к нему не изменилось. Ведь это последствия пытки бессонницей, так называемый «каменный мешок» (по материалам исследовательской работы Колузаевой Ксении Алексеевны, 1993 год, Сибирский федеральный университет).
О его нелёгкой судьбе подробно пишет в своих воспоминаниях, которые также хранятся в нашем музее, приёмный сын Михаила Ивановича – Кудимов Вадим Андреевич.
Михаил Иванович не только добился открытия детской музыкальной школы в 1965 году, но ещё был крайне востребован как техник-строитель. Благодаря ему были построены здания райкома КПСС (ныне пер. Центральный, 8) и районного Дома культуры, автовокзала («КЦСОН «Большемуртинский»), Универмага (магазин «Магнит»), здания хлебозавода (магазин «Хороший»), а также несколько жилых домов. Он самостоятельно составлял сметы и руководил всеми строительными процессами.
Таким большемуртинцы запомнили человека, который прошёл ужас репрессий и лагеря, но не ожесточил своё сердце …
Благодарные приёмные дети и их потомки до сих пор отдают дань уважения Михаилу Ивановичу, ухаживая за могилой своей мамы и его могилой.
Галина Кильб.
Из архива Большемуртинского краеведческого музея.
Новое время, № 47, 25.11.2023.