Место ссылки Сталина на севере Красноярского края сделают туристической точкой
Пантеон Сталина, каким он был. Фото: предоставлено Дарьей Сотниченко
Есть на севере Красноярского края место, напрямую связанное с вождем народов. Это поселение Курейка в Туруханском районе, недалеко от Полярного круга. Там отбывал одну из своих ссылок Иосиф Джугашвили (пока еще не Сталин). Спустя годы краевые партийные чиновники решили сделать подарок вождю к его 70-летнему юбилею. Таким образом, в 1952 году здесь появилось уникальное по тем временам, грандиозное сооружение – настоящий пантеон. Но простоял он недолго. Кто-то был обижен на Сталина, а после сюда под видом туристов стали заезжать вандалы.
Вспомнить эту историю нас побудила информация о том, что власти Туруханского района собираются в Курейке благоустроить территорию, примыкающую к остаткам бывшего пантеона. Тендер появился на госзакупках. Заказчиком выступает администрация Туруханского района.
Глава района Олег Шереметьев подтвердил:
- Действительно, мы решили, что нужно восстановить историческую справедливость: поставить новый памятник и дать возможность нашим людям пройтись возле пантеона, посмотреть хотя бы то, что осталось, почитать информацию о жизни Иосифа Сталина у нас, и о том, как чтили память этого человека. К тому же сейчас делается упор на развитие туризма.
Таким был 10-метровый памятник вождю. Фото: Музей вечной мерзлоты города
Игарки
Решение принимали в районе, в администрации. Долгое время искали партнеров. Воронежская компания изготавливает памятник. Он будет из бронзы. То есть полноценный, основательный. Высота скульптуры около трех метров. Еще такой же высоты постамент.
Район за свой счет благоустраивает территорию. Цена вопроса 11 миллионов рублей. Подрядчик должен на эти средства оборудовать около 150 метров деревянного тротуара, который будет идти от берега Енисея до пантеона, лестницу, несколько информационных щитов, деревянные настилы. На всю работу дается 20 дней.
- Надеемся, что после Курейка войдет в туристические маршруты по Енисею. Теплоходы будут здесь останавливаться, люди будут смотреть и рассуждать об истории. Возможно, будет работать экскурсоводы.
В Туруханск Иосиф Сталин попал в 2013 году. За плечами у опытного революционера несколько побегов из ссылок, в том числе с Байкала и Нарыма. Умел он это делать. И тогда власти решили отправить его так далеко, чтобы физически пешком не смог уйти. На край земли, по сути.
От Красноярска до Туруханска полторы тысячи километров, дорога только одна – по Енисею. Две трети года лежит снег, зимой метели и морозы до -50, летом гнус и сырость: лучшего места, по мнению властей, для перевоспитания опасного заговорщика не найти.
Однако не прошло и полгода, как разведка донесла, что хитрый и бесстрашный Коба собирается и оттуда унести ноги. Тогда его перевели еще севернее – в крохотное селение Курейку. Глушь несусветная, в которой на тот момент жили 38 мужчин и 29 женщин, занимались рыбной ловлей и охотой, и одного грамотного. И еще политические ссыльные (их там всего было побывало 25 человек).
Домик Сталина внутри пантеона, директор музея Николай Квасов проводит
экскурсию. Фото: предоставлено Дарьей Сотниченко
В Курейке Сталин квартировал вместе с соратником по партии Яковом Свердловым. И, по воспоминаниям хозяйки, частенько скандалили. Однако в селении Сталина уважали: умел рыбачить и охотиться, но не для пропитания, добычу отдавал местным. Ссыльные не голодали, на их содержание выделялась из казны приличная сумма – по 15 рублей на человека.
Иосиф был компанейским и частенько захаживал на деревенские посиделки, но драк не терпел. Одним словом, за весь период ссылки будущий генералиссимус занимался чем угодно, только не политикой. И в декабре 1916 года уехал отсюда. Пока добрался до Петрограда – там и революция началась.
В ноябре 1938 года в рыбацкой избушке, где квартировал Сталин, открылся музей. Правда, особо туда никто не заезжал. Но когда директором стал Михаил Юдин, он добился, чтобы все пассажирские пароходы останавливались в Курейке. И уже в 1940-м году музей посетили 4698 человек. Вскоре даже выстроили двухэтажное здание под музей.
Избушка, как самый ценный экспонат, ветшала. Как сохранить ее в условиях севера? Пока шла Великая Отечественная война, об этом старались не думать. Вернулись к проблеме уже после.
Приближался 70-летний юбилей Сталина, его отмечали в декабре 1949 года. Эту дату партийные чиновники Красноярского края решили отметить особо. Вот тогда-то родилась идея построить здесь огромное музейное здание над избенкой. Да такое, чтобы эта громадина была видна издалека и внушала мощь и почтенное благоговение у советского человека.
Село Курейка, главная улица, на дальнем плане – пантеон, за ним Енисей, 1959
год. Фото: предоставлено Дарьей Сотниченко
Привезли двести заключенных «Норильлага». Автором проекта называют норильского архитектора Сергея Хорунжего, хотя этот факт оспаривается. В условиях короткого северного лета люди выкладывались до изнеможения. И завершили строительство в 1952 году.
Только представьте размах. В землю вбили двести свай, затем на них каркас из железобетона. Проделали вентиляционные шахты в земле, чтобы защитить от воздействия вечной мерзлоты. На стены пошли лиственница и кирпич. Снаружи стены покрыли светло-серой штукатуркой со слюдой и мраморной крошкой. От этого пантеон сиял на солнце.
Периметр здания 40 на 50 метров. Высота 12 метров. Окна на всю высоту из тройного закаленного стекла, между которыми циркулировал теплый воздух. Потолок в виде купола, освещение устроено так, чтобы имитировать северное сияние. Внутри дубовый паркет и ковры. Стены обтянуты алым бархатом, на них – портреты вождя. И в центре – перенесенная сюда рыбацкая избушка, в ней воссоздали быт ссыльного Кобы.
Перед пантеоном стояла внушительная 10-метровая белоснежная скульптура Сталина на постаменте, рядом – цветочные клумбы, лавочки. Даже привезли канадские ели, которые не боятся мороза. К пантеону вела от пирса каменная лестница. Неподалеку возвели небольшую электростанцию, отапливать и освещать здание. А чтобы деревушка Курейка не выглядела совсем уныло на фоне такой роскоши, ее тоже привели в порядок.
Это было самое красивое здание советского севера, строительство которого обошлось в сумму около 6 миллионов рублей. Говорят, когда Сталину показали фото готового пантеона, он был доволен.
В марте 1953 года Иосиф Виссарионович скончался. Пантеон какое-то время стоял во всей своей красоте. Но когда началось развенчание культа личности, последовал настоящий вандализм. Избушку внутри разобрали на дрова, а кирпичи – на печи. В декабре 1961 года 10-метровую скульптуру снесли с постамента, привязали к трактору и затащили на Енисей, где и утопили в проруби.
Даже в 1990-м году здание пантеона все еще впечатляло, хотя его вовсю разбирали. Туристы-вандалы оставляли свои автографы или ругательные фразы в таком духе: «Сталин – тиран». В 1996 году здание и вовсе сожгли хулиганы. Многих это возмутило: разве можно так относиться к истории?!
В 2006 году красноярский предприниматель Михаил Пономарев собирался восстановить музей, этакий «Сталинлэнд». Никакой идеологии – чисто из коммерческих соображений, для туризма. Даже заказал на свои деньги гипсовую статую вождя, почти такую же, как оригинал. Но у идеи оказалось слишком много противников: утром статую поставили, а вечером разбили.
Вид фасада изнутри, после того, как его почти растащили местные жители, 1993
год. Фото: Музей вечной мерзлоты города Игарки
Сейчас многое меняется в сознании людей. Происходит здравое переосмысление истории. И восстановление памяти выдающемуся человеку (можно его уважать, можно ненавидеть, но факт остается фактом) – это историческая справедливость. В Енисейске есть музей и памятник Якову Свердлову, в Красноярске – Ленину, в Шушенском мирно сосуществуют и Ильич, и Николай II. Это если только Красноярский край брать. В других регионах такая же тенденция. В Иркутске, например, большой монумент Александру III, там же – адмиралу Колчаку.
Так что пусть в Курейке будет благоустройство территории, а когда состоится точка притяжения – наверняка появятся какие-то другие идеи.
Благодарим за информацию Краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты» в городе Игарке и лично Дарью Сотниченко.
Елена СЕРЕБРОВСКАЯ
Комсомольская правда-Красноярск 19.06.2024