Об эшелонных списках немцев, высланных в Красноярский край
Красноярские исследователи несколько лет обрабатывают эшелонные списки немцев, насильно переселенных в 1941-м из Республики немцев Поволжья в Красноярский край. «МНГ» выяснила у Алексея Бабия, председателя Красноярского общества «Мемориал»*, когда потомкам депортированных будут доступны все списки.
Фото с видом на Енисей августа 1946-го – из архива Рудольфа Бéндера. Его мать
Иду Бéндер (урожд. Гольман) депортировали с родными из Энгельса в Тюхтетский
район Красноярского края. Снимал, предположительно, брат Эвальд Гольман
Списки депортированных на сайте общества публикуются по мере обработки. Как продвигается работа?
Работа идет непрерывно. Волонтеры вбивают в экселевские таблицы оставшиеся районы, мы в «Мемориале»* исправляем ошибки и расшифровываем сокращения, Сибил Зайя проверяет всё окончательно в процессе перевода на немецкий. По мере готовности выкладываем на сайт. Предстоит еще один этап работы: внести эти списки в общий список репрессированных и соединить их с уже известными сведениями о депортированных немцах. Но это будет не скоро – сейчас эта же работа идет с ранее переведенными литовскими списками, это надолго.
Можно подсчитать, сколько всего фамилий в уже обработанных списках?
Информационный центр ГУ МВД в разных публикациях дает разные цифры о немцах, депортированных в Красноярский край: то 50 701 немец Поволжья, то 37 тыс. немцев, то 46 627 немцев. Называлась и цифра 77 тыс. немцев, причем неясно, сколько из них из АССР НП, сколько ленинградских и сколько украинских. Как они считают, совершенно непонятно. В эшелонных списках на нашем сайте опубликованы сведения о 51 500 немцах, причем опубликованы списки по ¾ районов. Так что, видимо, наиболее близка к истине цифра 77 тыс. Из 51 500 человек полностью обработаны (проверены, исправлены, переведены) 24 284 человека.
Сейчас на сайте выложены списки по 30 районам края. По информации историков, немцев распределили по 43 (по другим данным, 42) районам. Списки по другим районам будут опубликованы позже?
Волонтеры-генеалоги, которые индексируют списки, не закончили работу. Впереди еще около 10 районов (эшелонных списков может быть больше, если в район пришло более одного эшелона). Конечно, по мере готовности эти списки будут у нас публиковаться. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить волонтеров – они проделали и продолжают делать героическую работу. Кроме того, напомню, что полные списки в виде сканов доступны на сайте Государственного архива Красноярского края (ГАКК).
Сохранились списки по другим группам депортированных немцев – из Ленинграда и пригородов, репатриированных? Списки немцев, отправленных в 1942-м на север Красноярского края?
Списки ленинградских немцев и финнов, по крайней мере фрагментарно, имеются в ГАКК. Но они существуют не в виде единого фонда, а в виде разрозненных списков. Их еще предстоит разыскать и обработать. Что же касается украинских немцев… Увы, эти сведения пока недоступны, поскольку находятся в архиве ГУ МВД. Если поволжские и ленинградские немцы считались как бы эвакуированными, то эти сразу шли как спецпоселенцы. То же и с отправкой на север – по всей видимости, вся документация проходила по НКВД, следов этого переселения в государственных архивах мы пока не видели.
Можно ли измерить интерес к уже опубликованным спискам?
Мы не отслеживаем отдельно статистику по эшелонным спискам. Честно говоря, вообще не особенно следим за метриками сайта. Конечно, отклик на эшелонные списки есть – люди присылают уточнения, дополнения, фотографии и т.д. Не скажу, что это сотни и тысячи писем, но десятки точно (увы, мы и тут не ведем отдельную статистику). Вот только что было любопытное письмо: женщина работала в колхозе, должность у нее была Kollektivist, внуки не могли понять, что это такое. В эшелонных списках она значилась как «д/площ завод». Мы сначала думали, что она работала на заводе. Но оказалось, что она была, как сейчас называется, аниматором на детской площадке. Ее должность записали как «заводила», но места в клетке было мало, осталось только «завод».
Вопросы задавала Ольга Силантьева
* Красноярское общество «Мемориал» – отдельное юридическое лицо, не внесенное Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.