Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Четвёртая историко-правовая экспедиция Енисейского педагогического колледжа и Красноярского общества "Мемориал"

Эссе участников экспедиции

За время работы четвёртой историко-правовой экспедиции мы, Колесов Павел и Кочнева Ксения, опросили 8 человек с целью узнать об их жизни до репрессий и после в Сибири

Общаясь с этими замечательными людьми, мы узнали настолько невероятные истории, полные трагических воспоминаний, пролитых слёз, встреч и расставаний. Те 10 дней, которые мы прожили в Усть-Кеми, были для нас не просто обыденной практикой , а настоящим мгновением, западающим в душу.

Наше проживание там напоминало чем-то телевизионную игру «Последний герой». Мы строили собственное правовое пространство без репрессий, однако различными методами. Трудно было уживаться в «спартанских условиях» да и ещё одному среди девчонок. Преодолев трудности, мы всё же справились с поставленными задачами.

Все 10 дней мы неустанно вели диалог со своими респондентами. Встречали нас очень радушно, с распростертыми объятиями. Эти диалоги не были пустой болтовнёй, а частицами истории, из которых складывается полная картина репрессий 30-50 гг.

Яркое впечатление оставила поездка на Монастырское озеро, посещение храма, чистый сосновый бор и , конечно, озеро.

Для меня эта экспедиция была уже шестой по счёту. Можно сказать. Что я вырос в экспедициях, открыл в себе много положительных качеств, научился быть человеком.

Желаю, чтобы в дальнейших экспедициях всё было так же здорово, даже ещё лучше.

Колесов Павел.


Оглядываясь назад, задумываешься, всего ли добился, всё ли было так., как задумал? Откровенно говоря, я совсем по другому представляла себе эту экспедицию: природа. Романтика, новые лица…Оказалось не так всё просто и легко: подъём в 9, тяжеловатые жилищные условия( лично для меня) и рассказы реальных очевидцев реальных событий 20 века, которые действительно берут за душу. Были, конечно, и положительные моменты: немалый опыт общения с репрессированными, знания, полученные во время экспедиции, возможность поближе узнать своих одногруппников. Очень запомнилась поездка на Монастырское озеро, прогулки по берегу Енисея. Живём в одном крае, а как много нового в природе людях, традициях

.Несомненно в памяти останется отношение большинства жителей Усть-Кеми к нам: доброжелательность, гостеприимство, приветливость…

Мишутина Лена.


Экспедиция…Лично у меня это слово ассоциируется с какими-то будоражащими душу путешествиями. Я первый раз в экспедиции. Честно признаться, я перебрала в голове всё , перед тем как сюда ехать.

Зачем я еду, зачем я здесь? Я поехала в экспедицию для того , чтобы узнать историю конкретных людей, их судьбы, чтобы понять и прочувствовать всё самой. Конечно же, двигало мной и желание найти новых друзей, пожить в экстремальных условиях, узнать не только что-то новое, но и себя.

И вот мы уже заходим в место нашего жительства…О, боже! Мне стало не по себе при виде того, где и как мы будем жить! Я даже попросилась жить к своей бабушке. Но…А теперь я думаю, как хорошо , что я жила вместе со всеми все 24 часа в сутки. Мы были вместе, и радости и трудности были общими. Ведь быть вместе — это главное.

И вот настал момент, когда мы пошли впервые по респондентам. Внутреннее волнение : что говорить, что делать, вдруг не примут, вдруг выгонят? Всё это будоражило сознание. Но вот настало облегчение. И как ни странно этим облегчением стал сам разговор с респондентами. Они рассказывали свои истории, и в их глазах отражался весь трагизм, вся боль того времени. И ты вживаешься в их жизнь, судьбу. И за какой-то час-два ты переживаешь с ними вместе всю их жизнь. И тоже хочется плакать.

Вот совсем скоро наступит время отъезда, а так хочется, чтобы этот момент затянулся. Ведь сдружились мы не только между собой, но и с нашими респондентами. К некоторым из них мы заходили даже просто так , в гости, без всякой « экспедиционной» нужды. Есть такая поговорка: « Всё в жизни случается не зря».Вот и я не зря съездила в экспедицию – и новые друзья, и знания, и многое другое…

Кочнева Ксения.


Сегодня наступил последний день экспедиции. Даже не верится, что все уезжают по домам. Одновременно и грустно, что всё закончилось и ничего уже больше не повторится, а с другой стороны радуешься, что едешь домой. В принципе мои ожидания почти что все оправдались. Было весело, интересно, забавно.

Я думаю, что большую часть энергии я получаю от общения с нашим руководителем Ириной Николаевной. А ещё мне понравилось общаться с пожилыми людьми, они несли тепло в мою душу. Одним словом, экспедиция для меня удалась. Спасибо всем.

Шангараева Люба.


В этом году я прошла две практики — на площадке в лагере и в экспедиции. Я отправилась в экспедицию с желанием лучше узнать историю 20 века, познакомиться и пообщаться с интересными людьми. Это своего рода экстрим. А ещё я хотела выяснить, действительно ли в экспедиции группа лучше узнаёт друг друга и образуется свой личный круг общения

.Но в первую очередь я хотела прежде всего узнать историю из уст тех людей, кто всё это пережил. Ведь книги, академические издания не обо всём могут рассказать, да и не всё ещё досконально изучено. Общаясь с репрессированными людьми, я узнала много нового и интересного. Мы смогли не только предметно пообщаться, но и посочувствовать человеку, попытаться его понять, пожалеть .А ведь этого никогда не бывает в избытке. Слушая их воспоминания о депортации, ссылке, я словно переживала ещё раз вместе с ними отдельные эпизоды их жизни.

Я считаю, что мы продолжили очень полезную для общества и истории работу, а не только дело историков-старшекурсников. Может быть, мы нашли факты, которых не найдёшь ни в одном учебнике.

Гимранова Вероника.


Экспедиция… Что я могла сказать до поездки в Усть-Кемь? По мне так только то, что собираются люди для реализации общей цели. Сейчас, когда уже всё прошло, я хочу сказать, что экспедиция — это не только опыт в моей практике, но и ещё и большой вклад в мою дальнейшую работу. Поскольку я учусь на историческом отделении, мне просто необходимо было увидеть и пообщаться с людьми того времени, самой почувствовать и сопоставить рассказы очевидцев и общеизвестные факты . Я научилась за это время сдерживать слёзы и поняла, что в наше время мы не вправе осуждать или плакать о нашей жизни, потому что большинство из нас не знают, что пережили те, кто был на войне, или репрессирован, те люди, которые пережили то тяжёлое время.

Большое спасибо всем, кто организовал экспедицию. И ещё я хочу сказать: уважайте старших людей, особенно в наше время им нужно наше внимание и понимание.

Гаврик Мария


Я впервые в экспедиции и вообще не представляла себе, чем там занимаются и что это такое. Я думала, что это будет очень трудно для меня, но оказалось не так. Конечно были затруднения, но мы вместе с ребятами эти затруднения уничтожали. Нашей целью было изучить жизнь и быт репрессированных, особенности их пребывания в ссылке.

Я считаю, что мы вместе с командой с этой целью справились .Мне очень понравилось посещать реабилитированных. Мы смогли не только предметно пообщаться, но и посочувствовать человеку, попытаться его понять, пожалеть .А ведь этого никогда не бывает в избытке. Слушая их воспоминания о депортации, ссылке, я словно переживала ещё раз вместе с ними отдельные эпизоды их жизни.

Когда в первый раз я пошла к бабушке, я вообще не представляла, что я буду говорить, как себя вести. Но мне попалась очень хорошая, общительная, доброжелательная , и она своей доброжелательностью разредила напряжённую ситуацию. И общение у нас с ней полилось рекой в прямом смысле этого слова. Конечно, при общении были и слёзы, и вспоминалось даже что-то забавное из того времени. И всё это мы пережили с ней вместе. Пообщавшись с репрессированными, я теперь понимаю, насколько им было тяжело, но тем не менее они выстояли, пережили весь этот ужас.

Хочу сказать, что мне дала многое эта экспедиция, мы жили командой сплочённо, дружно, делали всё вместе. Спасибо нашим руководителям за их нелёгкий труд.

Коротких Таня.


Фиксация истории повседневности – эта та цель, которой мы придерживались на протяжении всей экспедиции. Но это не значит, что в нашей жизни была только работа с респондентами.

Экспедиция была насыщена разными интересными моментами, особенно запомнилось посвящение в экспедицию. Очень здорово была продумана программа этого мероприятия, где всё было нацелено на сплочение коллектива. А в экспедиции это очень важно. Ведь если мы не будем командой, то не сможем достичь тех целей, которые перед собой поставили. Особое впечатление у меня оставила поездка на Монастырское озеро. Это необычное место! Нам разрешили подняться на колокольню и каждому сделать один удар. Этот момент мне запомнится навсегда.

Для себя я узнала много нового, общаясь с некогда репрессированными людьми. То, что было в их рассказах, не прочитаешь в книгах….Когда первый раз шла к бабушке, даже не представляла, что будет так интересно. То чувство волнения, которое испытываешь в момент беседы, я думаю, запомнится надолго, а может быть, и навсегда.

В общем, я очень довольна экспедицией, всем тем, что со мной произошло.

Кристина Полысалова


Недавно к нам в посёлок приехали ребята из ЕПК, с которыми я вскоре же познакомился, правда, некоторых я так толком и не узнал- только имя. А про тех, с кем я познакомился и подружился, могу сказать, что это очень весёлые ребята, с ними моя жизнь преобразилась на какие-то две недели, но я их никогда не забуду. Каждый день я приходил к ним в гости, в выходные мы ходили на дискотеку. Среди ребят я нашёл себе девушку и друга, которого никогда не забуду и надеюсь, что ещё увижу. Это такой приколист, с ним можно хорошо пообщаться. И конечно я не забуду их руководителей. Но жалко, что эти две недели пролетели и им пора уезжать. Как бы хотелось, чтобы они приехали ещё раз, и моя жизнь вновь преобразилась на какие-то две недели.

Влюблённый в Ксюшу молодой человек с солнечно-голубыми глазами


История в лицах…

История – это мой самый любимый предмет.Но к сожалению, в этой науке очень много белых пятен.О многом не пишут в учебниках, но это хранится в памяти людской.И всё это в полной мере относится к депортации. Самой лучшей книгой, самым ценным источником являются очевидцы тех событий — наши респонденты. Они многое видели, они многое знают, они живут этим. Лично для себя я узнала многое, пообщавшись с этими людьми, узнала то, отчего наворачиваются слёзы на глаза, о чём вряд ли напишут в школьных учебниках истории.

Кочнева Ксюша

Они и мы

Русские и немцы…Они жили в каждом селе по-разному: где-то дружно, а где-то не очень. Но очень часто были вместе. И также часто их называли фашистами, даже дети в школе. В то время, когда русские устраивали затяжные застолья, ещё хуже- пропивались, они работали, копился достаток и зависть к ним.

Гимранова

Они и мы

Депортированные…Сразу же в первый день по приезду мы отправились к этой категории наших респондентов. Почти все отнеслись к нам доброжелательно, хотя так тяжело, порой откровенно неприятно им было вспоминать о прошлом. Вечером, делясь впечатлениями, мы невольно сопоставили нашу беспечную жизнь и их. Мы живём и учимся где хотим, мы свободны в выборе передвижения, вероисповедания…И они. Те, кому смерть ни раз глядела в глаза, кто не знал, что завтра с ними будет, кто надеялся на лучшее. Которое так и не наступило. Они рассказывали нам о своей жизни. А ведь многим из них это даже жизнью нельзя назвать. Это существование. Они боролись и пытались выжить в условиях, не пригодных для жизни. Закрытость, замкнутость некоторых из наших респондентов можно понять и простить. Их осуждать нельзя.

Гимранова.


Они и мы

Так коротко звучит, так много значит. Респонденты и корреспонденты. Когда приходишь к этим людям, испытываешь разные чувства. Сначала — небольшого страха и волнения от неизвестности; по мере общения на смену им приходят другие — понимание, сопереживание, сочувствие. Так хочется обнять человека , чтобы он почувствовал, что он не один, его помнят, чтят и уважают, особенно в те минуты, когда он к тебе расположился, доверяет. Я думаю, что доверие — это самое главное в общении.

И вообще они — все просто замечательные. Несмотря на те невзгоды, что выпали на их долю, они остались настолько человечными, добрыми, мягкими…Лично я не встретила ни одного человека, который был бы обижен на весь белый свет. Просто удивляешься: такие немолодые, больные, а в душе молодость, не раздавленная ничем открытость, свежесть восприятия.

Может, кому-то мои слова покажутся высокопарными. Как хотите…Но перед ними мы в долгу. Мне очень нравятся строчки Роберта Рождественского : «Мы, люди, действительно отвечаем за этот мир, за всё, что в нём происходит и произойдёт. Мы любим свою землю — выстраданную, отстроенную, многонациональную, гордую землю»

.Так хочется, чтобы было так: и земля, и люди, и я среди них…

Шангараева Любашка

Монастырское озеро

Экспедиция — это не только работа. Это ещё и солнце, и голубое небо, и радость, разлитая в воздухе. Всюду.

«Заказанное» Монастырское озеро не заставило себя ждать долго… Чтобы добраться до него, надо было проехать сначала по сосновому бору. Это такая красота! Проезжая, можно увидеть огороженные муравейники. Это меня настолько радует, даже восхищает. К сожалению, не все к природе, а тем более уж к муравейникам, относятся серьёзно, бережно. То справа, то слева от дороги встречаются следы цивилизации. Наследили наследники. Богохульство на пути к святости.

Хоть я и некрещёная, но для меня это озеро, лес — всё святое, освещённое.Больше всего мне не нравится в людях, приезжающих туда, то, что они распивают здесь спиртные напитки.

И всё же несмотря ни на что, мы хорошо отдохнули на Монастырском озере. Мы купались в святой, говорят, даже лечебной, воде. Водная гладь ровная и тёплая, как парное молоко. Стоя на берегу, любуешься всей этой красотой, и как-то радостно, свободно на душе. И жизнь кажется замечательной.

А знаете, когда мы уезжали, никто из нас не оставил ни бутылки, никакого другого мусора.

Оля Якутина


«Лето — это маленькая жизнь…»

Иная, другая жизнь.. Это сочетание часто встречается в эссе ребят, вернувшихся недавно из Усть-Кеми :

«Они рассказывали свои истории, и в их глазах отражался весь трагизм, вся боль того времени. И за какой-то час-два ты переживал с ними вместе всю их жизнь. И тоже хотелось плакать» (Кочнева К ). «Мы смогли не только предметно пообщаться, но и посочувствовать человеку, попытаться его понять, пожалеть .А ведь этого никогда не бывает в избытке. Слушая их воспоминания о депортации, ссылке, я словно переживала ещё раз вместе с ними отдельные эпизоды их жизни». ( Коротких Т.)

Не очень солнечное начало о лете? Но, как известно, умеющий сопереживать, принимать чужую боль на себя способен радостнее радоваться. И надо сказать, жизнь в экспедиции восьми будущих учителей истории и замотивированной на этот предмет лицеистки была окрашена во все цвета радуги.А основное, на что были направлены все силы участников экспедиции — это научно-исследовательская деятельность. Повседневность, а именно её фиксировали ребята, — наиболее перспективно развивающийся у нас в последнее время метод изучения истории .Юных историков интересовала вполне конкретная тема «Репрессивная политика Советского государства 30-50гг на территории Енисейского района».В п.Усть-Кемь в настоящий момент проживает более сорока с лишним реабилитированных .Это люди, подвергшиеся репрессиям в разное время, также их дети.

Игрушки для взрослых

Сначала я думала, что это просто какая-то лекция или может игра. Но когда наступил этот день, я была просто удивлена. Нас испытывали как могли, но мы не сдавались.

Экспедиционщик — человек неприхотливый: он спит, где стоит, ест, что жуётся… У нас на отделении ходят байки о том, как ребята из первой экспедиции за пять минут съедали неразогретую тушёнку. Нам предстояло повторить их «подвиг».Но это было непросто: печка на нашей кухне работала все 24 часа в сутки, полки «Лютого» и «Визита» ломились от разнообразия ассортимента со всеми вытекающими отсюда последствиями, а поселковая сметана и молоко твёрдо и уверенно шли однажды им указанным курсом – на ЖЭУ! Ещё чуть-чуть. .Но мы не смогли доесть жир, несмотря на помощь усть-кемчан, принимавших самое непосредственное участие в организации всей этой « феерии». Немного не удалось доказать, что мы команда. Наверное, просто тогда мы ещё ею не были.

Место встречи изменить нельзя! На двух машинах в обстановке строжайшей секретности с завязанными глазами нас возили кругами по посёлку, высаживая по два человека в самых отдалённых его уголках : у болота, в тупике, на хоздворе…И здесь мы оказались на высоте. Проявив навыки хорошей ориентации на местности, уже через полчаса все вместе мы стояли на крыльце нашей любимой «Голубой устрицы».Мобильная связь – это сила!

А полёт «изощрённой» фантазии наших руководителей продолжался, точнее воплощался в жизнь, и заметьте, не в их, а нашу! Вступив в схватку с хозяином тайги ( спокойно, читатель, это не медведь, а комар), мы поняли, что чувствуют лица афро-американской национальности, оставшиеся с глазу на глаз с полчищем москитов .Мы не сдаёмся и не умираем, мы просто побеждаем!

Нет, рукоВРЕДИТЕЛИ однозначно не доиграли в детстве, решив провести интеллектуальный марафон на маленьком пятачке в зарослях жирной крапивы. Неправильный ответ-шаг назад-крапивное семя! Но какой тоник! Вспоминаешь то, чего никогда не знал. А «лесной брат», он же по совместительству А.А.Бабий, председатель красноярского «Мемориала», которому нужно было развязать (проще бы вырвать) язык …Было, было, было…Но к счастью, закончилось победой «наших» и тортом «Победа».

Коротких Таня